Биография. Биография К душенов последние эфиры

Константин Юрьевич Душенов - российский общественный деятель, публицист, директор Агентства Аналитической Информации «РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ»; автор книг, статей и фильмов патриотического направления.

Константин Душенов родился 2 февраля 1960 года в Ленинграде в семье потомственного военнослужащего. В 1977-1987 годах служил в ВМФ СССР. Окончил Высшее Военно-Морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола. Служил на Северном Флоте на атомных подводных лодках проекта 671РТМ и 667А в должностях командира ракетно-торпедной группы, командира минно-торпедной боевой части. В 1983 году за выполнение специального задания командования награждён медалью «За боевые заслуги». Учился в адъюнктуре по специальности «военная история». Тема диссертации – «Военно-морские силы капиталистических государств в локальных войнах и вооружённых конфликтах после второй мировой войны».

В 1987 году принял святое крещение. Был исключён из рядов КПСС с формулировкой «За деятельность, несовместимую с высоким званием советского офицера» и демобилизован. После демобилизации работал научным сотрудником в Публичной библиотеке, учителем в школе, читал спецкурс «Религиозные аспекты русской культуры» в Педагогическом университете Санкт-Петербурга.

Активно участвовал в православно-патриотических движениях и политических организациях: был председателем Союза православных братств Санкт-Петербурга, председателем Христианско-Патриотического Союза (ХПС), членом Центрального Совета ВОПД «Духовное Наследие», председателем Общества ревнителей прославления Святых Царственных Мучеников…

В 1992–1995 годах Душенов - пресс-секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва). Активно способствовал публикации трудов митрополита на страницах газет «Советская Россия», «День», «Патриот», в журналах «Наш Современник» и «Москва». С 1997 года - главный редактор газеты «Русь Православная».

В январе 2005 года опубликовал в своей газете «Письмо 500 представителей русской общественности», которые обратили внимание генерального прокурора на экстремистскую составляющую иудейского вероучения. Публикация вызвала возмущение талмудистов во всём мире, которых поддержали госдеп США и правительство Израиля. После публикации прокуратура вынесла Душенову предупреждение «о недопустимости экстремистских действий»

11 марта 2005 Российский еврейский конгресс (РЕК) потребовал от Генеральной прокуратуры РФ возбудить уголовные дела в отношении подписавших письмо. Председатель РЕК Слуцкер подал против Душенова иск в суд, но дело проиграл В 2006 году с требованием привлечь Душенова к уголовной ответственности «за антисемитизм» выступила Федерация еврейских общин России.

В начале 2005 года Душенов возглавил видеостудию «Поле Куликово». В конце года вышел в свет снятый на этой студии первый фильм трилогии Душенова «Россия с ножом в спине» ? «Еврейский фашизм и геноцид русского народа».

Появление фильма и издание газеты «Русь Православная» стали основанием для уголовного преследования Душенова. В 2006 году тираж газеты был арестован, после чего её выход прекратился. 17 марта 2007 года студия «Поле Куликово» была взята штурмом вооружённым отрядом спецназа и разгромлена.

22 октября 2007 года прокуратура Санкт-Петербурга предъявила Главному редактору газеты «Русь Православная» Константину Душенову обвинение в совершении действий, «направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности, происхождения, отношения к религии, совершенные публично и с использованием средств массовой информации, организованной группой». 3 февраля 2010 года Душенов был признан виновным по ст. 282 ч. 2 УК РФ и осуждён на три года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с последующим запретом на три года заниматься издательской деятельностью.

В настоящее время на свободе.

Родился 2 февраля 1960 в Ленинграде, русский.


Окончил Высшее Военно-Морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола.

Служил на Северном Флоте, на атомных подводных лодках.

Учился в адъюнктуре по специальности "военная история". После демобилизации работал научным сотрудником в Публичной библиотеке, преподавателем в школе, читал спецкурс в Педагогическом университете.

С 1992 года - пресс-секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, руководитель его информационно-аналитической группы, член редакционного совета "Руси Православной".

Считается настоящим автором статей и книг, выходивших от имени митрополита Иоанна ("совершенно беспомощного человека", который "не мог связать толком двух слов и уж тем более - написать тех книг и статей, которые вышли под его именем" - НовГ, №31-32, 27.04-04.05.2006).

Был председателем Союза православных братств Санкт-Петербурга.

С 1997 года - редактор газеты "Русь православная ".

Был 12-м номером в избирательном списке Конституционно-демократической партии - Партии народной свободы на выборах (КДП-ПНС) Михаила Астафьева в ГосДуму РФ осенью 1993 года. КДП-ПНС не собрала необходимое число подписей.

2 апреля 1995 был избран членом Национального совета Социал-патриотического движения "Держава" Александра Руцкого. На съезде "Державы" 26 августа 1995 утвержден в федеральной части предвыборного списка под N3.

С 1995 - председатель Христианско-Патриотического Союза (ХПС).

С 1996 - член Центрального Совета ВОПД "Духовное Наследие" Алексея Подберезкина.

В октябре 2004 г. патриарх Алексий, обращаясь к архиерейскому собору РПЦ, резкоосудил деятельность "Руси Православной": "Мы знаем немало таких людей, которые имеют средства и издают газеты (такие, как, например "Русь Православная"), дискредитирующие Церковь и ее иерархов. Они пытаются внести раздор и сомнение в души верующих. Вся их деятельность сводится к попыткам разделить Церковь". (Кредо.ру, 6 октября 2004).

В 2004 году на суде по делу об убийстве Галины Старовойтовой дал показания свидетельствующие об алиби главого обвиняемого Юрия Колчина. Алиби было не принято, однако против самого Душенова дело о лжесвидетельстве не было возбуждено (НовГ, №31-32, 27.04.-4.05.2006).

В январе 2005 г. опубликовал в РП т.н. "письмо 500 представителей русской общественности", которые обратились к генеральному прокурору с требованием закрытия "всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских".

11 марта 2005 Российский еврейский конгресс (РЕК) потребовал от Генеральной прокуратуры РФ возбудить уголовные дела в отношении подписавших письмо. Душенов сказал на это, что "будет рад, если история с письмом станет громким открытым процессом" и что после публикации письма в редакцию несколько раз приходили сотрудники ФСБ "для доверительных бесед". (Коммерсант, 12 марта 2005)

В конце марта 2006 подписал обращение группы национал-патриотических деятелей, связанных с Международным фондом славянской письменности и культуры, к генпрокурору, директору ФСБ, министру внутренних дел, спикерам обеих палат и др. с требованием лишить раввина Берл Лазара российского гражданства, "а его религию статуса "традиционной"".

В статье "Предупреждение в жанре доноса" ("Советская Россия", N36, апрель, 1994г.) Душенов, отвергая обвинения в антисемитизме со стороны Глеба Якунина в адрес митрополита Иоанна, пишет: "Мы не можем удержаться от удовольствия привести высказывания Иоанна Златоуста: "Синагога есть вертеп разбойников и логовище зверей. Там живут демоны, и не только в этом месте, но и в самих душах иудеев..."

Считает, что православие должно стать государственной религией России.

Сторонник канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина.

Монархист-соборник.

Константин Душенов фотография

Окончил Высшее Военно-Морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола.

Служил на Северном Флоте, на атомных подводных лодках.

Учился в адъюнктуре по специальности "военная история". После демобилизации работал научным сотрудником в Публичной библиотеке, преподавателем в школе, читал спецкурс в Педагогическом университете.

С 1992 года - пресс-секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, руководитель его информационно-аналитической группы, член редакционного совета "Руси Православной".

Считается настоящим автором статей и книг, выходивших от имени митрополита Иоанна ("совершенно беспомощного человека", который "не мог связать толком двух слов и уж тем более - написать тех книг и статей, которые вышли под его именем" - НовГ, №31-32, 27.04-04.05.2006).

Был председателем Союза православных братств Санкт-Петербурга.

С 1997 года - редактор газеты "Русь православная ".

Лучшие дня

Был 12-м номером в избирательном списке Конституционно-демократической партии - Партии народной свободы на выборах (КДП-ПНС) Михаила Астафьева в ГосДуму РФ осенью 1993 года. КДП-ПНС не собрала необходимое число подписей.

2 апреля 1995 был избран членом Национального совета Социал-патриотического движения "Держава" Александра Руцкого. На съезде "Державы" 26 августа 1995 утвержден в федеральной части предвыборного списка под N3.

С 1995 - председатель Христианско-Патриотического Союза (ХПС).

С 1996 - член Центрального Совета ВОПД "Духовное Наследие" Алексея Подберезкина.

В октябре 2004 г. патриарх Алексий, обращаясь к архиерейскому собору РПЦ, резкоосудил деятельность "Руси Православной": "Мы знаем немало таких людей, которые имеют средства и издают газеты (такие, как, например "Русь Православная"), дискредитирующие Церковь и ее иерархов. Они пытаются внести раздор и сомнение в души верующих. Вся их деятельность сводится к попыткам разделить Церковь". (Кредо.ру, 6 октября 2004).

В 2004 году на суде по делу об убийстве Галины Старовойтовой дал показания свидетельствующие об алиби главого обвиняемого Юрия Колчина. Алиби было не принято, однако против самого Душенова дело о лжесвидетельстве не было возбуждено (НовГ, №31-32, 27.04.-4.05.2006).

В январе 2005 г. опубликовал в РП т.н. "письмо 500 представителей русской общественности", которые обратились к генеральному прокурору с требованием закрытия "всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских".

11 марта 2005 Российский еврейский конгресс (РЕК) потребовал от Генеральной прокуратуры РФ возбудить уголовные дела в отношении подписавших письмо. Душенов сказал на это, что "будет рад, если история с письмом станет громким открытым процессом" и что после публикации письма в редакцию несколько раз приходили сотрудники ФСБ "для доверительных бесед". (Коммерсант, 12 марта 2005)

В конце марта 2006 подписал обращение группы национал-патриотических деятелей, связанных с Международным фондом славянской письменности и культуры, к генпрокурору, директору ФСБ, министру внутренних дел, спикерам обеих палат и др. с требованием лишить раввина Берл Лазара российского гражданства, "а его религию статуса "традиционной"".

В статье "Предупреждение в жанре доноса" ("Советская Россия", N36, апрель, 1994г.) Душенов, отвергая обвинения в антисемитизме со стороны Глеба Якунина в адрес митрополита Иоанна, пишет: "Мы не можем удержаться от удовольствия привести высказывания Иоанна Златоуста: "Синагога есть вертеп разбойников и логовище зверей. Там живут демоны, и не только в этом месте, но и в самих душах иудеев..."

) - российский ультраправый общественный деятель, публицист, директор Агентства Аналитической Информации «Русь Православная»; автор книг, статей и фильмов антисемитского направления.

Биография

Родился в Ленинграде в семье военнослужащего. Внук первого командующего Северным флотом Константина Ивановича Душенова . Окончил Высшее Военно-Морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола .

С 1992 года - член редакционного совета газеты «Русь Православная». Был пресс-секретарём митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) ; Санкт-Петербургская епархия в 2009 году опровергала существование такой должности. Многие считают Душенова автором части статей, выходивших под именем митрополита Иоанна. Был председателем Союза православных братств Санкт-Петербурга.

Был 12-м номером в избирательном списке Конституционно-демократической партии - Партии народной свободы (КДП-ПНС) Михаила Астафьева на выборах в ГосДуму РФ осенью 1993 года. КДП-ПНС не собрала необходимое число подписей.

2 апреля 1995 был избран членом Национального совета Социал-патриотического движения «Держава » Александра Руцкого . На съезде «Державы» 26 августа 1995 утвержден в федеральной части предвыборного списка под № 3.

С 1996 - член Центрального Совета ВОПД «Духовное Наследие » Алексея Подберёзкина .

С 1997 года главный редактор газеты «Русь Православная ». В мае 1998 года стал одним из основателей информационного сайта «Русская линия », изначально являвшегося интернет-версией «Руси Православной», однако в 2000 году покинул этот проект из-за разногласий с его учредителями.

В 2005 году Душенов приобрел известность участием в процессе по делу об убийстве депутата Госдумы Галины Старовойтовой, когда пытался обеспечить алиби Юрию Колчину, признанному виновным в организации убийства парламентария .

В 2005 году вошёл в состав Главного совета восстановленного по инициативе Вячеслава Клыкова Союза русского народа .

В январе 2005 года опубликовал в РП так называемое «письмо 5000 представителей русской общественности », которые обратились к генеральному прокурору с требованием закрытия «всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских».

11 марта 2005 Российский еврейский конгресс (РЕК) потребовал от Генеральной прокуратуры РФ возбудить уголовные дела в отношении подписавших письмо. Душенов сказал на это, что «будет рад, если история с письмом станет громким открытым процессом» и что после публикации письма в редакцию несколько раз приходили сотрудники ФСБ «для доверительных бесед» .

22 октября 2007 года прокуратура Санкт-Петербурга предъявила Главному редактору газеты «Русь Православная» Константину Душенову обвинение в совершении действий, «направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности, происхождения, отношения к религии, совершенные публично и с использованием средств массовой информации, организованной группой», то есть совершении преступления, предусмотренное п. «в» ч,2 ст. 282 УК РФ . 21 декабря 2009 года прокуроры Ремезов и Ашина на заседании суда потребовали наказания для Душенова в виде заключения на четыре года в колонии общего режима

3 февраля 2010 года был признан виновным по ст. 282 ч. 2 УК РФ и осуждён на три года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении за авторство и распространение фильма «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа» и за распространение журналов «Русь православная». Суд также на три года лишил Душенова права заниматься издательской деятельностью . Приговор активно обсуждался в петербургской и федеральной прессе . Как утверждает Ирина Левинская, выступившая в суде экспертом, суд обратил внимание, что Душенов не просто распространял клевету и ненависть к евреям и приверженцам иудаизма, но также зарабатывал на этом достаточно большие деньги . Опыт просмотра этого кино в колонии строгого режима описан в книге В. Переверзина - «Заложник: История менеджера ЮКОСа » :216-217 .

Адвокат Душенова Андрей Антонов из Петербурга заявил, что приговор Душенову необоснован, ссылаясь на спорную книгу историка Шломо Занда «Кто и как изобрёл еврейский народ ». Он утверждает, что «…абсурдными и несостоятельными являются выдвигаемые в отношении граждан России обвинения в возбуждении ненависти либо вражды к лицам еврейской национальности, а равно унижения их достоинства, ст. 282 УК РФ. Ведь не существует, согласно этим добросовестным исследованиям, еврейского народа, еврейской нации в научном и практическом понимании народа и нации»

2 февраля 2011 года Душенов был переведен из колонии-поселения в исправительную колонию. . 28 сентября 2012 года Всеволожский городской суд принял решение об условно-досрочном освобождении из-под стражи Душенова , однако решение было оспорено прокуратурой .

Мировоззрение

Как сам себя называет, убеждённый антисемит в самом высоком и благородном значении этого термина : считает талмудический иудаизм активным врагом православия и русского народа, на всем протяжении истории постоянно стремящимся к разрушению и того, и другого. В статье «Предупреждение в жанре доноса» Душенов, отвергая обвинения в антисемитизме со стороны Глеба Якунина в адрес митрополита Иоанна , пишет: «Мы не можем удержаться от удовольствия привести высказывания Иоанна Златоуста : „синагога есть вертеп разбойников и логовище зверей. там живут демоны , и не только в этом месте, но и в самих душах иудеев …“»

Сочинения

Книги

  1. история , копия ) , Санкт-Петербург , г.
  2. (недоступная ссылка с 15-06-2013 (2292 дня) - история , копия ) , Санкт-Петербург , г.
  3. (недоступная ссылка с 15-06-2013 (2292 дня) - история , копия ) , Санкт-Петербург , г.

Статьи

  1. (недоступная ссылка с 15-06-2013 (2292 дня) - история , копия )

Фильмография

Цикл фильмов «Россия с ножом в спине»:

Документально-публицистический цикл фильмов «ТАЙНОЕ и ЯВНОЕ»:

Напишите отзыв о статье "Душенов, Константин Юрьевич"

Примечания

Ссылки

  • . «Независимая газета » (17 февраля 2010). - Главред „Руси Православной“ стал персоной non grata. Проверено 22 февраля 2010. .
  • Библиотека Якова Кротова
  • . Время новостей, N°21 (09 февраля 2010). - интервью д.и.н. Ирины Левинской - эксперта на процессе Душенова. Проверено 11 октября 2012. .

Отрывок, характеризующий Душенов, Константин Юрьевич

– Душой рада, что приехали и что у меня остановились, – говорила она. – Давно пора, – сказала она, значительно взглянув на Наташу… – старик здесь и сына ждут со дня на день. Надо, надо с ним познакомиться. Ну да об этом после поговорим, – прибавила она, оглянув Соню взглядом, показывавшим, что она при ней не желает говорить об этом. – Теперь слушай, – обратилась она к графу, – завтра что же тебе надо? За кем пошлешь? Шиншина? – она загнула один палец; – плаксу Анну Михайловну? – два. Она здесь с сыном. Женится сын то! Потом Безухова чтоль? И он здесь с женой. Он от нее убежал, а она за ним прискакала. Он обедал у меня в середу. Ну, а их – она указала на барышень – завтра свожу к Иверской, а потом и к Обер Шельме заедем. Ведь, небось, всё новое делать будете? С меня не берите, нынче рукава, вот что! Намедни княжна Ирина Васильевна молодая ко мне приехала: страх глядеть, точно два боченка на руки надела. Ведь нынче, что день – новая мода. Да у тебя то у самого какие дела? – обратилась она строго к графу.
– Всё вдруг подошло, – отвечал граф. – Тряпки покупать, а тут еще покупатель на подмосковную и на дом. Уж ежели милость ваша будет, я времечко выберу, съезжу в Маринское на денек, вам девчат моих прикину.
– Хорошо, хорошо, у меня целы будут. У меня как в Опекунском совете. Я их и вывезу куда надо, и побраню, и поласкаю, – сказала Марья Дмитриевна, дотрогиваясь большой рукой до щеки любимицы и крестницы своей Наташи.
На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и к m me Обер Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя. Марья Дмитриевна заказала почти всё приданое. Вернувшись она выгнала всех кроме Наташи из комнаты и подозвала свою любимицу к своему креслу.
– Ну теперь поговорим. Поздравляю тебя с женишком. Подцепила молодца! Я рада за тебя; и его с таких лет знаю (она указала на аршин от земли). – Наташа радостно краснела. – Я его люблю и всю семью его. Теперь слушай. Ты ведь знаешь, старик князь Николай очень не желал, чтоб сын женился. Нравный старик! Оно, разумеется, князь Андрей не дитя, и без него обойдется, да против воли в семью входить нехорошо. Надо мирно, любовно. Ты умница, сумеешь обойтись как надо. Ты добренько и умненько обойдись. Вот всё и хорошо будет.
Наташа молчала, как думала Марья Дмитриевна от застенчивости, но в сущности Наташе было неприятно, что вмешивались в ее дело любви князя Андрея, которое представлялось ей таким особенным от всех людских дел, что никто, по ее понятиям, не мог понимать его. Она любила и знала одного князя Андрея, он любил ее и должен был приехать на днях и взять ее. Больше ей ничего не нужно было.
– Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обидит. Она меня просила ее с тобой свести. Ты завтра с отцом к ней поедешь, да приласкайся хорошенько: ты моложе ее. Как твой то приедет, а уж ты и с сестрой и с отцом знакома, и тебя полюбили. Так или нет? Ведь лучше будет?
– Лучше, – неохотно отвечала Наташа.

На другой день, по совету Марьи Дмитриевны, граф Илья Андреич поехал с Наташей к князю Николаю Андреичу. Граф с невеселым духом собирался на этот визит: в душе ему было страшно. Последнее свидание во время ополчения, когда граф в ответ на свое приглашение к обеду выслушал горячий выговор за недоставление людей, было памятно графу Илье Андреичу. Наташа, одевшись в свое лучшее платье, была напротив в самом веселом расположении духа. «Не может быть, чтобы они не полюбили меня, думала она: меня все всегда любили. И я так готова сделать для них всё, что они пожелают, так готова полюбить его – за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что не за что им не полюбить меня!»
Они подъехали к старому, мрачному дому на Вздвиженке и вошли в сени.
– Ну, Господи благослови, – проговорил граф, полу шутя, полу серьезно; но Наташа заметила, что отец ее заторопился, входя в переднюю, и робко, тихо спросил, дома ли князь и княжна. После доклада о их приезде между прислугой князя произошло смятение. Лакей, побежавший докладывать о них, был остановлен другим лакеем в зале и они шептали о чем то. В залу выбежала горничная девушка, и торопливо тоже говорила что то, упоминая о княжне. Наконец один старый, с сердитым видом лакей вышел и доложил Ростовым, что князь принять не может, а княжна просит к себе. Первая навстречу гостям вышла m lle Bourienne. Она особенно учтиво встретила отца с дочерью и проводила их к княжне. Княжна с взволнованным, испуганным и покрытым красными пятнами лицом выбежала, тяжело ступая, навстречу к гостям, и тщетно пытаясь казаться свободной и радушной. Наташа с первого взгляда не понравилась княжне Марье. Она ей показалась слишком нарядной, легкомысленно веселой и тщеславной. Княжна Марья не знала, что прежде, чем она увидала свою будущую невестку, она уже была дурно расположена к ней по невольной зависти к ее красоте, молодости и счастию и по ревности к любви своего брата. Кроме этого непреодолимого чувства антипатии к ней, княжна Марья в эту минуту была взволнована еще тем, что при докладе о приезде Ростовых, князь закричал, что ему их не нужно, что пусть княжна Марья принимает, если хочет, а чтоб к нему их не пускали. Княжна Марья решилась принять Ростовых, но всякую минуту боялась, как бы князь не сделал какую нибудь выходку, так как он казался очень взволнованным приездом Ростовых.
– Ну вот, я вам, княжна милая, привез мою певунью, – сказал граф, расшаркиваясь и беспокойно оглядываясь, как будто он боялся, не взойдет ли старый князь. – Уж как я рад, что вы познакомились… Жаль, жаль, что князь всё нездоров, – и сказав еще несколько общих фраз он встал. – Ежели позволите, княжна, на четверть часика вам прикинуть мою Наташу, я бы съездил, тут два шага, на Собачью Площадку, к Анне Семеновне, и заеду за ней.
Илья Андреич придумал эту дипломатическую хитрость для того, чтобы дать простор будущей золовке объясниться с своей невесткой (как он сказал это после дочери) и еще для того, чтобы избежать возможности встречи с князем, которого он боялся. Он не сказал этого дочери, но Наташа поняла этот страх и беспокойство своего отца и почувствовала себя оскорбленною. Она покраснела за своего отца, еще более рассердилась за то, что покраснела и смелым, вызывающим взглядом, говорившим про то, что она никого не боится, взглянула на княжну. Княжна сказала графу, что очень рада и просит его только пробыть подольше у Анны Семеновны, и Илья Андреич уехал.
M lle Bourienne, несмотря на беспокойные, бросаемые на нее взгляды княжны Марьи, желавшей с глазу на глаз поговорить с Наташей, не выходила из комнаты и держала твердо разговор о московских удовольствиях и театрах. Наташа была оскорблена замешательством, происшедшим в передней, беспокойством своего отца и неестественным тоном княжны, которая – ей казалось – делала милость, принимая ее. И потом всё ей было неприятно. Княжна Марья ей не нравилась. Она казалась ей очень дурной собою, притворной и сухою. Наташа вдруг нравственно съёжилась и приняла невольно такой небрежный тон, который еще более отталкивал от нее княжну Марью. После пяти минут тяжелого, притворного разговора, послышались приближающиеся быстрые шаги в туфлях. Лицо княжны Марьи выразило испуг, дверь комнаты отворилась и вошел князь в белом колпаке и халате.
– Ах, сударыня, – заговорил он, – сударыня, графиня… графиня Ростова, коли не ошибаюсь… прошу извинить, извинить… не знал, сударыня. Видит Бог не знал, что вы удостоили нас своим посещением, к дочери зашел в таком костюме. Извинить прошу… видит Бог не знал, – повторил он так не натурально, ударяя на слово Бог и так неприятно, что княжна Марья стояла, опустив глаза, не смея взглянуть ни на отца, ни на Наташу. Наташа, встав и присев, тоже не знала, что ей делать. Одна m lle Bourienne приятно улыбалась.
– Прошу извинить, прошу извинить! Видит Бог не знал, – пробурчал старик и, осмотрев с головы до ног Наташу, вышел. M lle Bourienne первая нашлась после этого появления и начала разговор про нездоровье князя. Наташа и княжна Марья молча смотрели друг на друга, и чем дольше они молча смотрели друг на друга, не высказывая того, что им нужно было высказать, тем недоброжелательнее они думали друг о друге.
Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать: она почти ненавидела в эту минуту эту старую сухую княжну, которая могла поставить ее в такое неловкое положение и провести с ней полчаса, ничего не сказав о князе Андрее. «Ведь я не могла же начать первая говорить о нем при этой француженке», думала Наташа. Княжна Марья между тем мучилась тем же самым. Она знала, что ей надо было сказать Наташе, но она не могла этого сделать и потому, что m lle Bourienne мешала ей, и потому, что она сама не знала, отчего ей так тяжело было начать говорить об этом браке. Когда уже граф выходил из комнаты, княжна Марья быстрыми шагами подошла к Наташе, взяла ее за руки и, тяжело вздохнув, сказала: «Постойте, мне надо…» Наташа насмешливо, сама не зная над чем, смотрела на княжну Марью.
– Милая Натали, – сказала княжна Марья, – знайте, что я рада тому, что брат нашел счастье… – Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее.
– Я думаю, княжна, что теперь неудобно говорить об этом, – сказала Наташа с внешним достоинством и холодностью и с слезами, которые она чувствовала в горле.
«Что я сказала, что я сделала!» подумала она, как только вышла из комнаты.
Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волосы.
– Наташа, об чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Всё пройдет, Наташа.
– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно… точно я…
– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.
Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.
– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.

Рептилии