Сугдейская епархия. Святой Стефан Сурожский

Святитель Стефан Сурожский, архиепископ! 28 декабря. Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой - от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании. Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене1 и св. патриархе Германе2. Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих - даже самих учителей, - так что все удивлялись его премудрости. Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах. В то время преставился епископ, который был в городе Суроже3, и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие - другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, "ибо,-говорили они, - умножились ереси в городе нашем". Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал: - Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя. - О, господин, - сказал патриарх, - как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан? Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху. К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, - и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю. Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав: - Я - Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога. Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо. На другой день патриарх послал со слугою двух пресвитеров - за святым Стефаном, и те с великою честью привели его к патриарху. С радостью встретил патриарх св. Стефана, и посвятив, поставил его архиепископом Сурожа и отпустил на корабле в порученную ему епархию. Прибыв в город Сурож и вступив на архиепископский престол, св. Стефан стал поучать людей от Божественного Писания и в продолжения пяти лет крестил весь город Сурож и все его окрестности. В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и воздвиг иконоборство4, будучи научен сему двумя евреями. Сначала он повелел святые иконы ставить высоко, говоря: - Кто чист, пусть целует их. Потом повелел поднимать иконы на воздух, поясняя, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал окаянный против почитания св. икон. Святой патриарх Герман много увещевал его, чтобы он оставил свое злое начинание, беседуя о сем на основании священных книг5. Придя в ярость от увещаний, иконоборец открыто проявил яд свой, который дотоле скрывал в сердце своем, и усиленно начал изгонять святые иконы, хулить их и бесчестить. Затем Лев разослал по всему городу и по многим окрестным местам указы, чтобы все так же поступали со святыми иконами, и говорил: - Если кто будет мне противиться, того я буду мучить различными муками и предам смерти. В царствующем граде тогда можно было видеть различные мучения православных христиан. Патриарха же Германа злочестивый царь послал в заточение, а вместо него поставил патриархом Анастасия, родом Сириянина, который был единомышленником с ним в его ереси. Затем царь и патриарх отправили послов своих в Сурож к св. архиепископу Стефану с злочестивым повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан отвечал послам: - Да не будет сего; не допущу я людей своих отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха. Ночью он пришел к послам на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград. Облачившись в одежды своего святительского сана, св. Стефан предстал пред царем. Царь спросил его: - Кто ты? Святой же отвечал: - Я - архиепископ Сурожский Стефан. И сказал царь: - Видишь ли собор сей, восседающий со мною в великой чести? Они пожгли и порубили иконы: и ты послушай меня, и будешь в такой же великой чести с нами. Святой Стефан отвечал: - Да не будет сего. Хотя бы ты меня и сжег, или рассек на части, или какими-нибудь другими муками замучил, - за иконы и за Крест Господень всё готов претерпеть. Затем святой сказал царю: - Мы в книгах нашли некоторое пророчество, что в Царьграде явится злочестивый царь, иконоборец, сжигающий святые иконы. Но да не сотворит сего Бог в твое царствование! - А нашли ли вы имя царя того? - спросил царь. - Имя его - Коноп, - отвечал Стефан. И сказал царь: - Справедливо, Стефан, ты нашел мое имя, ибо отец и мать назвали меня Конопом. И сказал Стефан: - О, царь! Да не совершится сие в твое царствование. Если же ты совершишь сие, то будешь предтечею антихриста! Услышав сие от святого, окаянный царь железною перчаткою избил его лицо, уста и зубы, восклицая: - Как смел ты назвать меня предтечею антихриста? И повелел царь схватить Стефана за волосы и за бороду, бить, влачить по земле и ввергнуть в темницу. Влекомый мучителями, святой воссылал благодарения Богу, и был ввергнут в темницу, где находились и иные святители. Затем царь снова повелел привести к себе Стефана. - Как дерзнул меня назвать так Сурожский епископ! - говорил он. - С побоями притащите его сюда. Святой предстал пред царем с семью епископами. Держа в руках своих икону Господа, Богородицы и Иоанна Предтечи, царь сказал святому: - Почему ты назвал меня предтечею антихриста? Святой отвечал: - Потому, что ты творишь дела его; я уже сказал это и опять повторяю тебе то же. Тогда царь плюнул на икону, стал топтать ее и сказал Стефану: - Сделай и ты тоже самое с сей иконой. Святой же, прослезившись, сказал: - Враг Божий, недостойный царства! Как не ослепли твои безумные очи и не отсохли беззаконные твои руки? Да отымет вскоре Бог царство твое и да прекратит жизнь твою. Услышав сие, царь во гневе повелел бить святого Стефана. Потом привязали его к хвосту коня и повлекли в темницу; святой же воздавал благодарения Богу. Все заключенные в темнице молили Бога, и, по молитве святых, вскоре умер нечестивый царь и воцарился сын его Константин Копроним. Супруга его, слыша о добродетелях и чудесах святого Стефана, просила мужа своего - царя Константина - отпустить святого на престол свой. В то же время родился у царя сын, и святой Стефан крестил его. Наградив Стефана дарами, царь с великою честью отпустил его к пастве своей. Снова получил добрый пастырь престол свой и продолжительное время добре пас порученное ему стадо Христово. Затем, провидя свое к Богу отшествие, поставил он вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился к Богу в жизнь вечную, месяца декабря в 15-й день6. Был в Суроже один человек, по имени Ефрем, - слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря: - Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его. И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его - и тотчас прозрел. Сим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем Сурожским народом со многими слезами было с честью предано погребению, во славу всеми славимого и превозносимого Бога, во веки. Аминь. Тропарь, глас 4: Яко святитель со безплотными единожитель быв, священномучениче Стефане: восприем бо крест яко оружие, и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев, не покланяющихся пречистому образу Христа Бога нашего, и отсекл еси всяку ересь лукавых. Того ради прием мучения венец, избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни. И ныне молим тя святе, да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед, и вечныя муки. Кондак, глас 3: Вышняго силою священне укрепився, цраева низложил еси иконоборная шатания. Днесь Сурожу и нам верным предлежат слава и богатство, святыя твоя мощи: ихде свыше дароносят ангельстии чинове, песньми и пением славословят тя, великий священный Стефане.

) сыгравший немаловажную роль в становлении Сугдейской епархии.

Жизнеописание

Из «Жития» известно, что Стефан Сурожский родился в конце VII века в Каппадокии, в небольшом селении Моривас. Его родители были христианами и воспитывали сына в страхе Божием. Мальчик рос тихим и кротким, не любил шумных игр. С семи лет он начал обучаться грамоте, особенно внимательно читая Божественное писание. В 15 лет отправился в Константинополь изучать философию и своими способностями удивлял учителей. Сам патриарх Герман, услыхав об учености юноши, пригласил его к себе и, благословив, стал расспрашивать о жизни и учении. Несколько лет Стефан прожил у патриарха, а потом тайно ушел в монастырь, гдё принял иночёство и подвизался, пребывая в молчании. Спустя какое-то время он оставил монастырь и поселился в уединенном месте, где пребывал довольно долго в посте и молитве.

Сколько времени еще провел бы в этом никому не ведомом месте святой Стефан, неизвестно. Но в то время умер епископ в Суроже. Патриарх Герман старался выбрать достойного преемника. Однажды во время молитвы он увидел ангела, который сказал: «Завтра пошли в тайное место к избраннику Божию Стефану и поставь его епископом Сурожу, он может хорошо упасти вверенное ему стадо Христово и привести к вере неверных». В тот же день Божий посланник явился Стефану, стоящему на молитве: «Я ангел Господень, послан от Спаса Христа возвестить тебе радость и повелеть идти в град Сурож научать людей вере Христовой, утром пришлет за тобой патриарх, и, посвятив, пошлет тебя туда архиепископом, ты же не ослушайся его, чтобы не прогневать Бога».

На следующий день святого Стефана привезли к патриарху. Он с искренней радостью рукоположил Стефана в архиепископы, и тот отправимся на корабле в Тавриду, чтобы стать третьим епископом в Сугдее (всего их было 19).

Это было время расцвета христианства. Стефан учил Слову Христову не только в церкви, но и в домах, и на торжищах, поэтому много людей крестилось. За пять лет в Суроже почти не осталось язычников.

Но наступали нелегкие времена. В Константинополе император Лев III Исавр поддержал требования некоторых церковных иерархов отказаться от поклонения иконам. А в 730 году и вовсе законодательно отменил почитание икон. Новый патриарх Анастасий потребовал от Стефана Сурожского не поклоняться иконам, но тот ответил отказом: «Не будет этого, не позволю народу моему отступить от закона Христова».

Стефан сам отправился в Константинополь и предстал пред императором, требуя прекратить гонения на иконопочитателей. На угрозы он отвечал: «Если ты меня и сожжешь, и на части рассечешь, или еще каким-либо образом замучаешь, все претерплю за иконы и крест Господень. О, царь, оставь иконоборчество, если же будешь продолжать, то ты предтеча антихристов». Святой не поддался уговорам и увещеваниям со стороны императора. Тогда его жестоко избили, волокли за волосы по земле и посадили в темницу.

Спустя некоторое время император вновь позвал Стефана. Стремясь сломить волю святого, он плюнул на икону Деисуса и потребовал, чтобы Стефан сделал то же самое. Но святитель гневно отвечал: «Враг Божий, недостойный царства, как не ослепли твои глаза - и не иссохли беззаконные руки? Скоро Бог отнимет у тебя царство и прекратит жизнь твою». За это святого вновь избили, привязали к хвосту лошади и потащили в темницу.

Но предсказание Стефана вскоре свершилось, император Лев умер в 741 году. Новый император Константин Копроним терпимо относился к иконопочитателям, а его жена сама молилась пред иконами. По ее заступничеству Стефана Сурожского вызволили из темницы. Императрица пригласила святителя окрестить ее маленького сына. После этого Стефан с великими почестями был посажен на корабль и отплыл в Сурож в Крым.

Святой Стефан Сурожский умер 15 декабря 750 года. Весть о его смерти опечалила многих горожан. Слепой от рождения Ефрем, которому святитель при жизни помогал едой и одеждой, воскликнул: «Кто теперь мне поможет, ведите меня к святителю, я хочу поцеловать ноги его». Он горько плакал у гроба святого, и вдруг случилось чудо: его глаза стали видеть. И это не единственное чудесное событие, оставшееся в памяти народа. Когда князь Бравлин захватил Сурож, в городе начался грабеж. Сам князь вошел в храм, где на раке Стефана он увидел покрывало, украшенное жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Но лишь только протянул князь руку, чтобы взять это покрывало, как лицо его перевернулось назад, и он упал с пеной у рта. Исцелился князь только после крещения. Греческая царевна Анна по дороге в Керчь заболела, но обратилась с молитвой к святому Стефану и получила исцеление.

Святого Стефана похоронили в алтаре Софийского собора в городе Суроже. После собор был обращен в мечеть, но верующие сумели спасти мощи святого от поругания. До сих пор неизвестно, где они хранятся.

Предания

Предание гласит, что в Кизилташском монастыре в средние века находилась летняя резиденция архиепископа. Возможно, он молился в пещерке с целебным .

Стефан Исповедник, Архиепископ Сурожский

Святитель Стефан был родом из Каппадокии (Малая Азия), 15-ти лет пришел в Царьград для высшего образования, которое и окончил успешно, так что превзошел «всех учителей, иже во граде». Все удивлялись усердию, выдающимся способностям и смирению юноши. Благонравие Стефана было замечено святым патриархом Константинопольским Германом I (715–730; † 740; память 12/25 мая). Несколько лет святой Стефан жил со святителем и служил в Константинопольской церкви, а затем тайно ушел в один из монастырей и там принял монашеский постриг. Вскоре он, стремясь к безмолвию, поселился в пустынном месте, где провел несколько лет в подвигах поста и молитвы.

Около 730 года в городе Суроже (ныне город Судак в Крыму) умер епископ. В этом большом торговом городе жили люди разных вероисповеданий. Среди них было много язычников и магометан. Христиане Сурожа просили патриарха Германа прислать епископа, который бы упрочил Православие. Во время молитвы патриарху явился Ангел и сказал, что епископом должен быть святой пустынник Стефан. Воля Господня была открыта также и Стефану. Вскоре он был рукоположен во епископа и отплыл в свою епархию.

Пять лет святитель Стефан провел в неустанных пастырских трудах, просвещая народ словом истины. В результате многие иноверцы Сурожской епархии были присоединены к Церкви Христовой.

В то время византийский император Лев III Исавр (717–741) приказал хулить и бесчестить иконы. Он сместил патриарха Германа, отказавшегося присоединиться к иконоборцам, и поставил на его место сирианина Анастасия, который пробыл на патриаршей кафедре с 730 по 753 год. Святитель Стефан прибыл в Константинополь и обличил императора в иконоборчестве. Лев Исавр пытался уговорами и угрозами склонить святителя к иконоборческой ереси, но безуспешно. Святой Стефан отвечал императору: «Хотя бы ты меня сжег или рассек на части, за иконы и Крест Господень все готов претерпеть». За свою ревность он был жестоко избит, а затем на многие годы заключен темницу.

В 741 году умер император Лев III и на престол вступил его сын Константин V Копроним (741–775). Он также был иконоборцем. Но по ходатайству жены императора Ирины святитель Стефан был освобожден и возвращен на свою кафедру.

Святителю Стефану, уже глубокому старцу, было открыто время его кончины. Он назначил себе преемником клирика Филарета и мирно преставился ко Господу.

Сохранилось свидетельство, что в начале IX веха русский князь Бравлин во время похода в Крым принял крещение, обратившись к истинной вере под влиянием чудес у раки святителя.

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Помоги, Господи, изжить гордыню автора Автор неизвестен

Митрополит Антоний Сурожский Бойтесь мнимой праведности Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие дает нам на это право – он осужден Самим Христом. Но мы забываем, что надменная праведность

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Антоний Сурожский С митрополитом Антонием мы в хорошей близкой дружбе уже около пятидесяти лет. Это человек духовно очень одаренный, прекрасно знающий смысл внутренней жизни. Он сын племянницы композитора Скрябина и русского дипломата, родился в Иране. Отец

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (MЈximoj Т `Omologht»j), прп. (ок.580–662), визант. подвижник, борец за Православие. Род. в семьеконстантинопольского аристократа; получил широкое образование, включавшее грамматику, риторику и философию. Служил первым секретарем при имп. Ираклии. После того как

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

VII. Св. Максим Исповедник (VII век) В воззрениях этого глубокого богослова восточной церкви, который все еще ждет оценки и изучения , момент апофатический играет первостепенную роль, отрицательное богословие образует подоснову положительного. Мы познаем Бога, лишь

Из книги Миссия возможна автора Коллектив авторов

Антоний, митр. Сурожский. Мы должны нести в мир веру Мне кажется, что отрыв культуры от религии в значительной степени является результатом того, что религия или, вернее, люди, которые исповедуют ту или другую религию, часто - христианскую веру, - сузили свое видение

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Савва, архиепископ Сурожский Святитель Савва, архиепископ Сурожский (ныне город Судак) жил в Крыму (ранее XII века). Известие о нем сохранилось в записи на полях греческой Минеи XII века. В пяти верстах от бывшего города Сурожа существует гора, называемая Ай-Савва (святой

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Савва, Архиепископ Сурожский (ранее XII в.) Память его празднуется 2 апр. по указанию греческой Минеи XII в. и 15 дек. вместе с Собором Крымских святых. Святитель Савва, архиепископ Сурожский, жил в Крыму ранее XII в. Известие о нем сохранилось в записи на полях

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

5. Андроник, архиепископ Пермский, Феофан, епископ Соликамский, Василий, архиепископ Черниговский, и иже с ними «В качестве полкового священника сибирской армии, - описывает П. Туруханский, - мне пришлось довольно долгое время странствовать по городам и весям

Из книги Православное богословие на рубеже столетий автора Алфеев Иларион

4. Митрополит Сурожский Антоний

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Св. Максим Исповедник.

Из книги История патристической философии автора Морескини Клаудио

III. Максим Исповедник Максим Исповедник жил в конце эпохи, которая в восточном греко–язычном мире явила глубокие системы мысли Александрийской школы, Каппадокийцев и Дионисия Ареопагита наряду со сложными (и часто запутанными) христологическими спорами. Он обладал

Из книги Жизнь, Болезнь, Смерть автора Сурожский Митрополит Антоний

Антоний Митрополит Сурожский Жизнь. Болезнь. Смерть От издателей Митрополит Антоний (в миру - Андрей Борисович Блум) родился в 1914 г. в семье сотрудника русской дипломатической службы (мать - сестра композитора А. Н. Скрябина). Раннее детство прошло в Персии, где отец

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Святитель Лука, Исповедник, Архиепископ Крымский (+1961) Святой угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своём лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

Митрополит Антоний Сурожский

Из книги автора

Митрополит Антоний Сурожский Не надо утешать пустыми словами! – Разлука с человеком всегда более приемлема, когда есть длинная болезнь или старость, ведущие к смерти. Но когда авария, особенно когда умирает молодой человек или младенец, – как тогда можно поддержать

События более чем тысячелетней давности теряются в исторической дали. Дошедшая до наших дней база источников не позволяет в должной степени воссоздать картину прошлого, но стремление к этому вполне оправдано, так как это время начала христианства на Руси, устроения Русской Церкви, формирования русской культуры. Большое значение для изучения этого времени имеет деятельность Предстоятелей Русской Церкви.

Список Митрополитов Русской Церкви домонгольского периода с краткой характеристикой их деятельности, составленный польским исследователем А. Поппэ, приводится в книге современного исследователя Я. Н. Щапова , но он не является удовлетворительным, так как начинается с имени Митрополита Феофилакта (988–1018), в то время как русская церковная традиция называет первым Киевским Митрополитом святителя Михаила (988–†992; пам. 30 сент.) . В древнейших летописях имя Митрополита Михаила не упоминается и это даёт учёным определённое основание для скепсиса. Но в таком случае правомочен вопрос: все ли Киевские Митрополиты упоминаются в древних летописях ? Некоторые Первосвятители жили в то время, когда письменность на Руси уже сделала свои первые шаги, но в летописях они оказались упомянутыми только один раз: Митрополиты Иоанн III (1090–1091), Иосиф (1236–1240). Следует отметить, что вероятность выявления в обозримом будущем греческих, славянских или других источников, которые прольют необходимый свет на данный вопрос весьма маловероятна. Поэтому необходимо исходить из существующей источниковедческой базы.

В некоторых списках Устава князя Владимира говорится, что Митрополит Михаил направлен на Русь Константинопольским Патриархом Фотием (877–886) . В связи с этим, как предполагает греческий историк В. Фидас, “были две группы источников, повествовавших о принятии Русью христианства: в одной из них говорилось о князе Владимире, но не о Патриархе, пославшем на Русь епископа, а в другой (более древней) - только о Патриархе, впервые пославшем на Русь епископа (то есть о Фотии), но не о князьях, принявших этого епископа (то есть об Аскольде и Дире). Точных же сведений о времени жизни Патриарха Фотия у русских летописцев не было, что способствовало смешению источников обеих групп” . Так произошла контаминация двух вариантов исторических источников.

Исследовательская мысль предпринимала усилия в поиске исторических аналогов-современников, соименных названным Патриарху и Митрополиту. А. Поппэ высказал такое предположение о причинах появления имени Митрополита Михаила. Под 988 годом в Повести временных лет помещено поучение князю Владимиру , принадлежащее византийскому писателю IХ века Михаилу Синкеллу. «Составители церковного Устава восприняли это “Наставление” как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор Символа веры был и первым русским Митрополитом» . Аналогична попытка объяснить наличие имени Патриарха Фотия в русских источниках. В Х веке в Византийской Церкви был Ефесский митрополит Фотий, который совместно с архиепископом Херсонским “хиротонисал первых иерархов Русской Церкви” . Нужно сказать, что эти догадки оригинальны и интересны, но исторически неубедительны.

Греческий исследователь В. Фидас, разобрав различные исторические свидетельства, говорит, что святитель Михаил подвизался на Руси в 989–991 годах . У истоков христианства на Руси стоит также имя Константинопольского Патриарха Николая III Хризоверга (979–991). Он известен не только тем, что рукоположил Киевского Митрополита Михаила, но и тем, что рукоположил в сан пресвитера преподобного Симеона Нового Богослова (†1021; пам. 12 марта) . Вскоре после своей кончины Патриарх Николай был канонизован в Византии, но на Руси это нашло отражение только в Прологах 1-й редакции - память 16 декабря .

Никоновская летопись называет святителя Михаила Сирином , но встречается также утверждение о его болгарском происхождении . О. М. Рапов рассматривает сирийский и болгарский фактор в христианизации Киевской Руси и отдаёт предпочтение первому. “Сирийское духовенство имело огромный опыт в христианизации многих народов, имело оно связи и с малоазиатскими славянами, а потому участие сирийцев в крещении Руси не может быть полностью исключено” . Можно сказать, что мы мало знаем о деятельности Митрополита Михаила на Руси и совершенно ничего не знаем о его предшествующем периоде жизни.

Митрополит Михаил прибыл первоначально в Херсонес и затем на Русь в составе свиты, сопровождающей византийскую царевну Анну, будущую супругу князя Владимира. В Херсонесе было совершено крещение Киевского правителя . Благодарный князь, восприяв святое Крещение и христианскую веру, “благословением отца своего Митрополита постави церковь в Корсуни на горе <…> сиа церкви стоит и до сего дни” . Воздав благодарение Христу Спасителю, он также почтил и Византию за царскую невесту: “Отдаде же Володимер, яже взял, Корсунь град греком, царицы для” . Военный поход для князя завершился миром с Византией и возвращался он на Русь вместе с женой-христианкой, молитвенником-митрополитом, православными святынями и перспективой благодатного христианского будущего. М. В. Ломоносов говорит, что князь стал “сопряжён с царскою кровию и с верою Христовою” . По дороге из Корсуни в Керчь византийская принцесса разболелась и получила исцеление благодаря молит­венному обращению к святителю Стефану Сурожскому (VIII в.; пам. 15 дек.) “и многы дары дароваша церкви Святаго” .

В Волынской редакции церковного Устава князь Владимир говорит о себе: “…приемъ с(вя)тое кр(е)щение, посвещенъ бых д(у)­шею и теломъ, и абие исцелевъ от одръжащая мя тогда неисцелныя болезни, и прославих Б(ог)а, яко сподоби мя прияти таковую бл(а)г(о)д(а)ть преос(вя)щ(ен)ным Митрополитомъ Михаиломъ, и взяхъ его пръваго Митрополита от Патриярха и от всего Събора почтенаго лампадою и сакомъ, яко втораго Патриярха, с ним же кр(е)стих всю Роускую землю” . Данная редакция Устава имеет два вида и дошла до наших дней в списках конца XV – конца XVI веков , но данный текст ещё древнее. Издатель Я. Н. Щапов пишет: “Текст Волынской редакции Устава находится в составе списков Владмиро-Волынской Кормчей, восходящих к одному архетипному тексту Кормчей, переписанной в 1286 г. в г. Владимире Волынском” , в канун трёхсотлетия Крещения Руси. Как считает исследователь, первоначально в тексте Устава имени Митрополита не было и оно появилось позднее . В редакциях Устава князя Владимира, которые были созданы на Волыни и в Галиции в XIII–XIV веках, называется имя Митрополита Михаила .

Главное деяние князя Владимира - крещение земли Русской. Это священное таинство совершил святитель Михаил с прибывшим духовенством и с клириками Ильинского храма в Киеве, названного в летописи ранее , а также Софийского храма . “И бе радость велия в людех, и смирение, и любовь премнога, и вси съзидающеся верою и любовию к Христу Богу, и утешением Святаго Духа умножахуся” . В последующее время в литургической жизни Церкви установилась молитвенная традиция: «В память этого события в Русской Церкви установился обычай ежегодного крестного хода “на воду” 1 августа, который затем соединился с праздником Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня» .

О деятельности святителя Михаила можно говорить преимущественно гипотетически, увязывая с ним некоторые сохранившиеся крупицы исторических сведений. Так, Иаков мних в Памяти и похвале князе Владимиру говорит следующее о его добродетелях: “И три трапезы поставляше: первую Митрополиту съ епископы, и съ чернорзце, и съ попы…” . В этой связи можно привести цитату из Никоновской летописи: “Чествоваше убо его [Митрополита Михаила - а. М .] Володимер, и в согласии и любви мнозе с ним пребываше, и радовахуся вси, и слава Божия превъсхожаше” . Летопись говорит о крещении Митрополитом Михаилом всех сыновей князя Владимира, а сразу после рождения он мог крестить святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба (†1015; пам. 24 июля), то есть в младенческом возрасте.

Важным событием стала закладка большого каменного храма в Киеве, - важное государственное мероприятие. Князь Владимир говорит об этом в Уставе: “Бл(аго)с(ло)вение приемь от Михаила Митрополита всея Руси създах ц(е)рк(о)вь Десятинноую с(вя)тыя Б(огороди)ца и дахъ ей десятину по всей Руской земли въ своемъ княжении десятоую векшоу, и оу торгу десятую нед(е)лю, а изъ домовъ на всякое лето от всего прибытка и от лова княжа и от стад и от жита десятину чюдному Сп(а)су и с(вя)теи Б(огороди)ци, городы и погосты, села и винограды, земли и борти, озера, реки, волости и дани съ всими прибытки, десятое въ всем ц(а)рстве и княжении” . Об этом же говорится и в Повести временных лет: “Посемь же Володимеръ живяше въ законе хрестьянсте, помысли создати церковь Пресвятыя Богородица, и яко сконча зижа, украси ю иконами и поручи ю Настасу Корсунянину, и попы корсуньцыя пристави служити в ней, вдав ту все, еже бе взял в Корсуни: иконы, и съсуды, и кресты” . Комментаторы Повести временных лет называют также другие даты закладки Десятинного храма , но в любом случае вопрос создания этого храма князь Владимир обсуждал со святителем Михаилом . На месте Десятинного храма ранее жили первые русские мученики, варяги Феодор и Иоанн, пострадавшие в 983 году (пам. 12 июля). Двор их находился - “идеже есть церкви святая Богородица, юже сдела Владимир” .

Князь и Митрополит предпринимают первые усилия по насаждению духовного просвещения на Руси: “начаша <…> младыа дети <…> давати во училище, учитися грамоте” . Предпринимаются первые миссионерские путешествия по стране. Летопись описывает миссионерские путешествия только в регионы к северо-востоку от Киева: Великий Новгород, Ростов и др. города , хотя, несомненно, проповедь христианства велась и в южных городах. Более того, миссионерские усилия простираются и за пределы Киевской Руси. В Степенной книге говорится, как князь Владимир “по благословению отца своего пресвященнаго Митрополита Михаила <…> посла избраннаго философа именем Марка Македонянина в блъгары к срацином” . Об этом же говорит и Никоновская летопись . Можно говорить, что составитель акафиста святителю Михаилу имел под руками обе книги. Он пишет: “…по вере ревновал еси, яко и к безбожным агаряном, к болгаром и сарацином мужа некоего Марка Философа на проповедь послал и люди ко Христу призывал” . С. А. Иванов считает это событие “весьма правдоподобным” .

Несомненно, первый Митрополит носил имя Архангела Михаила, почитание которого является характерным для Киева и киевлян с древности. С именем святителя Михаила в литературе связывается начало Михайловского Златоверхого монастыря , хотя в последующее время это утверждение не получило поддержки . Очевиднее другое: историческая память о первом Митрополите, трудившемся в Киеве, сохраняется в его гербе, на котором изображён небесный покровитель святителя Михаила - Архангел Михаил.

Деятельность святителя Михаила в Киевской Руси продолжалась недолго. Под 992 годом в Никоновской летописи говорится: “Того же лета преставися пресвященный Михаил Митрополит Киевский и всея Руси, иже поживе крепким житием, и мног труд о Господе показа в новокрещеных людех, и веру православную соблюде, и всех богоразумию научи. И много о сем поскорбе и прослезися Володимер” . В акафисте об этом говорится: “…аще и не четыредесять лет якоже Моисей, но четыре лета точию люди Киевския страны детоводил еси, не манною тленною, но истинным Хлебом с небесе сшедшим сия питая, иже есть Христос Господь” . В Троицкой редакции Устава князя Владимира, дошедшем до нас в списках второй четверти XVI–XVII века, говорится о трудах первого Митрополита, “иже божественым Крещением крести всю Русскую землю и мног труд о Господи показа в новокрещенных людех, и веру православную съблюди, и всех благо­разумию научи, и течение о Христе сконча, и оусну блаж­женным сном в вечныи покои о Господи” . В службе описана печаль о кончине Первосвятителя земли Русской: “Мног плач и рыдание граду Киеву, твоим, отче, отшествием к Богу, сотворися: но Вышний Иерусалим, приемля тя в недра своя, возрадовася” .

С развитием в XVII веке научной мысли и книгопечатания имя Митрополита Михаила начинается встречаться в книгах и в исторических трудах. Русская мысль того времени называет пять крещений Руси. В “Синопсисе”, изданном в Киеве, говорится о первом крещении при апостоле Андрее, затем - при византийском Патриархе Фотии в 863 году усилиями равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия , в 886 году присланным Патриархом Фотием Митрополитом Михаилом, затем при княгине Ольге в 955 году. “Пятое совершенно и конечно крестишася россы такожде от Константинополя, княжащу святому равноапостольному Великому князю Владимиру, всея России самодержцу, в царство Греческих царей Василия и Константина, Патриарший престол правящу Николе Хризовергу, лета от рождества Христова 988” . Затем в следующей главе говорится о деятельности Митрополита Михаила . Таким же образом говорит старец Исидор (Сназин), трудившийся в окружении Московского Патриарха Иоакима (1674–1690). Он составил летописный свод, опубликованный в 31 томе “Полного собрания русских летописей” (М., 1968), где также говорится о четырёх крещениях Руси , а затем - подробно о крещении Руси при князе Владимире, о первосвятительских трудах Митрополита Михаила .

Имя Первосвятителя встречается в письменности Московской Руси. В настольной грамоте, данной после интронизации новопоставленному Патриарху Московскому Питириму (1672–1673), приводится краткая история иерархии на Руси и называется первый Киевский Митрополит Михаил . В материалах Московского Собора, заседавшего 1 января 1678 года, который прекратил почитание благоверной Анны Кашинской (†1368; пам. 2 окт.), перечисляются подвижники, которые не почитаются как святые угодники. В начале называется “Михаил, Митрополит Новгородский” (!) и в конце перечня говорится: “И инии мнозии свято поживши суть нетленнии в пещерах Киевских, в Велицем Новеграде и во Владимире Велиции князи и княгини (яже, за множеством, оставихом не именованы), и никому же сих поются тропари и каноны” .

Его имя имеется в памятнике агиографической мысли XVII века - в Книге, глаголемой описание Российских святых . М. В. Толстой, комментируя Книгу…, называет места пребывания святых мощей Первосвятителя земли Русской: “Мощи его были первоначально погребены в Десятинной церкви, но в 1103 году перенесены в Антониеву пещеру, а оттуда в 1730 году перенесены в Великую церковь Пречистую” . Называется имя Киево-Печерского настоятеля, архимандрита Феоктиста, при котором было совершено перенесение мощей Святителя в монастырскую пещеру . Однако архимандрит Амвросий (Орнатский) говорит, что это перенесение произошло “по нашествии татар” . Таким образом, после кончины он был погребён в Десятинном храме, который при нём начали строить; в то время он был кафедральным собором на Руси. Аналогичным образом был погребён в недостроенном Успенском соборе в 1326 году Митрополит Пётр (†1326; пам. 21 дек.), с которым связано возвышение Москвы. Пребывание святых мощей в пещерах нашло отражение в гимнографии: “Лик святителей Русских и любопразденственных соборы величаем: сотецытеся ко святей пещере, пастырие первоначальнаго пастыря, людие же отца своего песньми почтите” ; “Радуйся, обители Печерския усердный молитвенниче” . Архимандрит Амвросий (Орнатский), составивший хронологический список русских святых, помещает имя святителя Киевского Михаила в лике русских святых Х века .

Архиепископ Филарет Черниговский, ссылаясь на рукописные Святцы, говорит, что память Митрополита Михаила творится 15 июня . “Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими” . Так идея начала христианства на Руси сочеталась с началом церковного года: “Первое, новаго лета начинающее восхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русской земли архиерею, первыя песней рукояти приносим” . Архиепископ Сергий (Спасский) пишет о почитании святителя Михаила: “В Лавре до 1730 г. праздновали ему 15 июня, а после того 30 сент. Мощи в Киевской лавре в соборном храме Успения” . Перенесение мощей Митрополита Михаила из пещеры произошло в 1730 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы по указу императрицы Анны Иоанновны . Это вызвало появление второй даты памяти Святителя – 30 сентября . Перенесение мощей святителя Михаила явилось признанием его святости и его канонизацией. “О ней позаботилась Лавра при последнем выборном архимандрите её Зосиме Валькевиче (1762–1786 г.), известном своею ревностию об украшении лаврских святынь и прославлении Печерских угодников. По ходатайству Лавры указами Св. Синода: 1762 г. июня 15, 1775 г. мая 18, и 1784 г. октября 31 дозволено помещать в печатаемых в Лавре книгах имена святителя Михаила, преподобного Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, также печатать службы им и др. преподобным Печерским <…> святителю Михаилу 30 сентября, печатать как в месячных Минеях, так особою книгою для всеобщего употребления” .

Исследователь истории гимнографии пишет, что служба святителю Михаилу была составлена “в нынешнем виде позже нач. XVIII в.” . И. Малышевский говорит, что написана она была в Киево-Печерской Лавре . Ф. Г. Спасский отмечает: “Надо признать, что служба эта есть позднейшая и удачная подделка, вхождение в дух писания авторов киевских служб” . Начинается служба святителю Михаилу словами: “Перваго тя во иерарсех, земля Русская песньми венчает, Михаиле преподобное, святителю Христов блаженнейший. Яко первее ту Божественным Крещением совершенне просветил еси, первее свет Евангелия во тму внесл еси, первее идольския требы разрушив знамением Крестным, имже удивил еси неверующия люди” . Святитель прославляется как “начальник архиереом” , “премудр делатель” , “благовонный кипарис” и т. д.

Русская литургическая мысль не почтила особой службой апостола Андрея Первозванного (†62; пам. 30 дек.), но, как отметил Ф. Спасский, в службе святителю Михаилу Киевскому “это упущение” исправлено “отчасти” . В службе Святителю говорится, что он “Первозванного пророчествие наверши” ; “Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися, се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися” .

Первосвятитель называется крестителем князя Владимира: “…первие приведе в познание Божественное великаго в князех Вла­димира” . В свою очередь равноапостольный князь приял Первосвятителя “аки зарю” . Эта мысль повторяется в службе ниже: “И плодами твоими усладився великий в князех Василие, прият тя любовию во управление земли Русской” . Инициатива государственной власти и христианская ревность Митрополита Михаила явились залогом успешного крещения Русской земли.

Служба святителю наполнена Евангельскими образами. В Евангельской притче говорится, как отец, радуясь возвращению блудного сына, сказал рабом своим: Изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его (Лк 15:22). В Евангелии перстень означает восстановление утраченного сыновства и достоинства. В службе этот символ показывает приобретённое пред Богом “сыновство” Русской земли: “…преславный град Киев благоухает и приемлет начертание усыновления” , также и Русская земля, “приемши перстень усыновления, веселится” . “Злат перстень новыя благодати, архиерею Михаиле, вложив России на руку, обручил еси невесту чисту Христови, яже от язык Церковь” . Следующий тропарь в каноне, Богородичен, начинается словами: “Злат перстень именуем Тя, Дево Чистая, украшен аки драгоценным адамантом, приединением плоти Христовы” .

Для прославления подвига Святителя гимнограф использует ветхозаветные образы. Он проводит параллель между подвигом Иисуса Навина и Митрополита Михаила: “Падоша Иерихонские стены, Иисусом Навином кивоту обнесенну: падоша и идолы, со крестом тебе, иерарше, предгрядущу” . Святитель Михаил также сравнивается в службе с пророком Моисеем: как пророк жезлом крестным “пресекл <…> море”, так и Киевский Первосвятитель “люди омыв боговидения водою, привел еси во пристанище” . Ниже в службе говорится: “Моисей вторый России явился еси, отче, пренесый мысленный виноград от египетскаго идолослужения в землю пророчествием предувидену” .

В службе неоднократно прославляется славный град Киев и горы киевские . Град Киев, восприяв святое Крещение, “носит, аки гривну злату, на выи честное Евангелие Христово. Еже мы лобызаем и прославляем Слова Божия” . В акафисте отмечается проповедь Святителя в Киеве, а также в Великом Новгороде и Ростове. В службе преподобным Печерским подвижникам, почивающим в ближних пещерах, говорится: “Русския земли иерархов песньми поем: от нихже первейшаго Михаила…” . На Соборе Русской Церкви 1917–1918 годов было установлено празднование в честь всех святых в земле Российской просиявших. В составленной службе празднику говорится о Митрополите Михаиле: “Сияет, яко звезда на небеси, Божий иерарх Михаил, землю Русскую просветивый светом познания Божественныя веры и Владыце приведый люди новы, банею крещения обновленны” .

Судьба мощей первого Митрополита земли Русской весьма печальна. Об Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, где пребывали мощи Святителя, известно, что 3 ноября 1941 года его “уничтожил взрыв” .

Святитель Михаил был послан на Русь в свите царевны Анны. Её царское достоинство обусловило высокий сан сопровождающего духовного лица. Можно предположить, что он был викарием Патриарха и имел титул Византийской кафедры. В процессе своего миссионерского служения он, несомненно, писал о своих трудах Византийскому Патриарху. После последовавшей вскоре его блаженной кончины (во всяком случае не раньше), когда в Константинополе встал вопрос о направлении на Русь преемника ему, можно сделать предположение о принятии синодального решения об открытии Киевской епархии. В таком случае Митрополит Леонтий, преемник святителя Михаила, явился первым официальным главой новой епархии. Поскольку же на Руси началось формирование епархиальной структуры, то это было становление национальной Церкви в составе Константинопольского Патриархата. У истоков этого явления стоит имя святителя Михаила, труды которого продолжил Митрополит Леонтий уже на новом каноническом уровне.

Иерархи на Руси были и раньше , но теперь активное содействие княжеской власти способствовало успеху христианизации всего русского народа. Необходимо также отметить, что имя Митрополита Михаила исторически оказалось в тени князя Владимира, крестителя земли Русской, которому как равноапостольному подвижнику были посвящены агиографические произведения. Непродолжительность служения Первосвятителя негативно сказалась также на сохранении его имени в исторической памяти. За своё короткое служение на Руси святитель Михаил едва ли выучил русский язык и поэтому полноценного общения с окружающими его людьми он не имел, и это также сказалось на его памяти в последующее время. Только в последующее время, в XVI–XVII веках, его имя выходит из забвения, но много источников к тому времени уже утрачено. Наиболее пространно о святителе Михаиле говорится в Никоновской летописи Митрополита Даниила (1522–1539) и Степенной книге, созданной в эпоху святителя Макария (1542–†1563; пам. 30 дек.). Необходимо привести интересную мысль О. М. Рапова: “Практика показывает, что нередко поздние летописи, составители которых старались привлечь как можно больше самых разнообразных источников, содержат в себе более достоверные исторические материалы, чем летописи древние” .

Современная литургическая традиция особо чтит святителя Михаила. В диаконском прошении на литии лик Московских чудотворцев начинается с имени первого Киевского Митрополита Михаила. В год празднования 1000-летия Крещения в Москве проходила выставка, на которой была выставлена икона святителя Михаила, написанная в начале ХХ века М. И. Дикарёвым . “Лик святителя Михаила традиционно изображают на самом распространённом из вариантов иконы Собора Печерских святых, известной с первой половины XVIII в.” . Образ святителя Михаила получил определённое отражение в творчестве русских художников. В. М. Васнецов изображает его в росписях Владимирского собора в Киеве, в сюжетах крещения равноапостольного князя Владимира в Херсонесе и крещения Руси , как и другие художники в аналогичных сюжетах .

В Степенной книге говорится о святителе Михаиле: “Многи труды о Господе показа, и многия идольския требища разори, и многия люди неверныя в веру Христову обрати, и веру православную в новокрещеных людех утверди, и всех богоразумию научи” . Русская Церковь прославляет своего Первосвятителя в акафисте: “Радуйся, Церкве Божия в России основание” . Поэт XIX века говорит о важнейшем событии в жизни русского народа:

Сияли хоругви парчой золотою,

Дымились кадила окрест,

Сиял вознесённый над всею толпою

В руках архипастыря крест! .

Список сокращений

Поппэ А. В Щапов Я. Н . Государство и Церковь в Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. С. 191–206; То же // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). Изд. 2. СПб., 1996. С. 446–471.

О Митрополите Михаиле см. Архимандрит Амвросий . История Российской иерархии. Изд. 2. Т. 1. Ч. 1. Киев, 1827. С. 81; Калинников В. Митрополиты и епископы при св. Владимире // ТКДА. Киев, 1888. Т. 2. № 6. С. 481–487; Михалин И. Святитель Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси // ЖМП. 1987. № 4. С. 8–9; Жития святых Российской Церкви также иверских и славянских и местночтимых подвижников благочестия. М., 1993. Месяц Сентябрь. С. 559–560; Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия местно чтимых. М., 1990. С. 164–165; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн . Пою Богу моему. Акафисты. Портреты русских архиереев. Дневниковые записи. СПб., 1998. С. 112–113; Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия. М., 2010. С. 525; Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир . “Муж премудрый разумом” // Пастырь. 2007. Октябрь. С. 36–38; Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 340–341; Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи: 882–1892. Т. 2: Иоанн–Симеон II. М., 2003. С. 334–335; Архимандрит Никон. Очерки по истории Церкви Древней Руси. Ростов-на-Дону, 2009. С. 136–140.

Митрополита Михаила, который занимал Киевскую кафедру в конце 1179-х годов, А. Поппэ называет “упущенным историографией”. - Поппэ А. В . Митрополиты Киевские и всея Руси // Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси. С. 199. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1997. С. 288.

Древнерусские княжеские Уставы XI–XV вв. / Изд. подготовил Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 15, 16, 21, 42, 46, 54, 76.

П. Греческий церковный историк о первых Митрополитах всея Руси // ЖМП. 1982. № 5. С. 47. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. С. 278–281; Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. С. 282.

Поппэ А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305) // Там же. С. 192. См. также: Павлов А. С. Догадка о происхождении древнерусского предания, которое называет первого Русского Митрополита Михаилом Сирином // Чтения в историческом обществе Нестора Летописца. Кн. 11. Отд. 2. Киев, 1896. С. 22–26; Протоиерей П. Лебединцев . Примечания к “Догадке” А. С. Павлова // Чтения в историческом обществе Нестора Летописца. Кн. 11. Отд. 2. С. 27–33.

Там же. С. 47. Датой прибытия на Русь преемника святителя Михаила Митрополита Леонта он называет 991 год (Там же). Е. Е. Голубинский также называет датой прибытия на Русь Митрополита “Леона” 991 год, но он считает его первым Киевским Митрополитом. - Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. С. 281.

Лосева О. В. Периодизация древнерусских Месяцесловов XI–XIV в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2001. № 4. С. 18, 19.

Патерик земли Болгарской. Сентябрь–Январь. М., 2008. С. 22–25. См. также: Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в. С. 135; Соловьёв С. И . Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. 1: История России с древнейших времён. М., 1988. Т. 1–2. С. 178. По благословению Болгарского Патриарха Максима было установлено празднование Всем святым, в Болгарии просиявшим, и имя святителя Михаила встречается в составленном перечне святых (Минея Май. М., 1987. Ч. 3. С. 428), хотя в службе оно не упоминается.

Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в. С. 137. О некоторых аспектах и связях царевны Анны с Болгарией см. Поппэ А. В. “А от болгарыне Бориса и Глеба” // От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей: К 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М., 2003. С. 72–76.

В источниках встречается также и другая версия. В Повести временных лет, однако, читаем: “Епископъ же Корсуньский с попы царицины, огласивъ, крести Володимира”. - Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 187. См. также: ПСРЛ. Т. 9. С. 54.

Там же. С. 68. Менее пространно о Митрополите Михаиле, без упоминания саккоса и предношения лампады, говорится в других редакциях Устава князя Владимира, сохранившихся в рукописях XV–XVII веков; см.: Там же. С. 14, 16, 21, 41, 42, 46, 54, 73; Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 336.

Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой – от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании. Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене и св. патриархе Германе . Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих – даже самих учителей, – так что все удивлялись его премудрости.

Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах.

В то время преставился епископ, который был в городе Суроже , и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие – другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, «Ибо, – говорили они, – умножились ереси в городе нашем».

Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал:

– Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.

– О, господин, – сказал патриарх, – как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан?

Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху.

К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, – и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю.

Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав:

– Я – Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.

Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо.

На другой день патриарх послал со слугою двух пресвитеров – за святым Стефаном, и те с великою честью привели его к патриарху.

С радостью встретил патриарх св. Стефана, и посвятив, поставил его архиепископом Сурожа и отпустил на корабле в порученную ему епархию.

Прибыв в город Сурож и вступив на архиепископский престол, св. Стефан стал поучать людей от Божественного Писания и в продолжения пяти лет крестил весь город Сурож и все его окрестности.

В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и воздвиг иконоборство , будучи научен сему двумя евреями. Сначала он повелел святые иконы ставить высоко, говоря:

– Кто чист, пусть целует их.

Потом повелел поднимать иконы на воздух, поясняя, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал окаянный против почитания св. икон. Святой патриарх Герман много увещевал его, чтобы он оставил свое злое начинание, беседуя о сем на основании священных книг . Придя в ярость от увещаний, иконоборец открыто проявил яд свой, который дотоле скрывал в сердце своем, и усиленно начал изгонять святые иконы, хулить их и бесчестить.

Затем Лев разослал по всему городу и по многим окрестным местам указы, чтобы все так же поступали со святыми иконами, и говорил:

– Если кто будет мне противиться, того я буду мучить различными муками и предам смерти.

В царствующем граде тогда можно было видеть различные мучения православных христиан. Патриарха же Германа злочестивый царь послал в заточение, а вместо него поставил патриархом Анастасия, родом Сириянина, который был единомышленником с ним в его ереси.

Затем царь и патриарх отправили послов своих в Сурож к св. архиепископу Стефану с злочестивым повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан отвечал послам:

– Да не будет сего; не допущу я людей своих отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха.

Ночью он пришел к послам на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград.

Облачившись в одежды своего святительского сана, св. Стефан предстал пред царем. Царь спросил его:

– Кто ты?

Святой же отвечал:

– Я – архиепископ Сурожский Стефан.

И сказал царь:

– Видишь ли собор сей, восседающий со мною в великой чести? Они пожгли и порубили иконы: и ты послушай меня, и будешь в такой же великой чести с нами.

Святой Стефан отвечал:

– Да не будет сего. Хотя бы ты меня и сжег, или рассек на части, или какими-нибудь другими муками замучил, – за иконы и за Крест Господень всё готов претерпеть.

Затем святой сказал царю:

– Мы в книгах нашли некоторое пророчество, что в Царьграде явится злочестивый царь, иконоборец, сжигающий святые иконы. Но да не сотворит сего Бог в твое царствование!

– А нашли ли вы имя царя того? – спросил царь.

– Имя его – Коноп, – отвечал Стефан. И сказал царь:

– Справедливо, Стефан, ты нашел мое имя, ибо отец и мать назвали меня Конопом.

И сказал Стефан:

– О, царь! Да не совершится сие в твое царствование. Если же ты совершишь сие, то будешь предтечею антихриста!

Услышав сия от святого, окаянный царь железною перчаткою избил его лицо, уста и зубы, восклицая:

– Как смел ты назвать меня предтечею антихриста?

И повелел царь схватить Стефана за волосы и за бороду, бить, влачить по земле и ввергнуть в темницу. Влекомый мучителями, святой воссылал благодарения Богу, и был ввергнут в темницу, где находились и иные святители. Затем царь снова повелел привести к себе Стефана.

– Как дерзнул меня назвать так Сурожский епископ! – говорил он. – С побоями притащите его сюда.

Святой предстал пред царем с семью епископами. Держа в руках своих икону Господа, Богородицы и Иоанна Предтечи, царь сказал святому:

– Почему ты назвал меня предтечею антихриста?

Святой отвечал:

– Потому, что ты творишь дела его; я уже сказал это и опять повторяю тебе то же.

Тогда царь плюнул на икону, стал топтать ее и сказал Стефану:

– Сделай и ты тоже самое с сей иконой.

Святой же, прослезившись, сказал:

– Враг Божий, недостойный царства! Как не ослепли твои безумные очи и не отсохли беззаконные твои руки? Да отымет вскоре Бог царство твое и да прекратит жизнь твою.

Услышав сие, царь во гневе повелел бить святого Стефана. Потом привязали его к хвосту коня и повлекли в темницу; святой же воздавал благодарения Богу. Все заключенные в темнице молили Бога, и, по молитве святых, вскоре умер нечестивый царь и воцарился сын его Константин Копроним. Супруга его, слыша о добродетелях и чудесах святого Стефана, просила мужа своего – царя Константина – отпустить святого на престол свой. В то же время родился у царя сын, и святой Стефан крестил его. Наградив Стефана дарами, царь с великою честью отпустил его к пастве своей. Снова получил добрый пастырь престол свой и продолжительное время добре пас порученное ему стадо Христово. Затем, провидя свое к Богу отшествие, поставил он вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился к Богу в жизнь вечную, месяца декабря в 15-й день .

Был в Суроже один человек, по имени Ефрем, – слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря:

– Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его.

И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его – и тотчас прозрел. Сим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем Сурожским народом со многими слезами было с честью предано погребению, во славу всеми славимого и превозносимого Бога, во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Яко святитель со безплотными единожитель быв, священномучениче Стефане: восприем бо крест яко оружие, и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев, не поклоняющихся пречистому образу Христа Бога нашего, и отсекл еси всяку ересь лукавых. Того ради прием мучения венец, избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни. И ныне молим тя святе, да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед, и вечныя муки.

Кондак, глас 3:

Вышняго силою священне укрепився, царева низложил еси иконоборная шатания. Днесь Сурожу и нам верным предлежат слава и богатство, святыя твоя мощи: ихже свыше дароносят ангельстии чинове, песньми и пением славословят тя, великий священный Стефане.

Домашние животные