Разделы: Начальная школа
Класс: 1
Личностные: формирование ученической компетентности, самостоятельности, организованности, воспитание заботливого отношения к насекомым, расширение знания детей о насекомых.
Предметные: формирование представлений учащихся об изменениях в жизни насекомых весной и первичных представлений о связях между животными.
Метапредметные:
- Регулятивные
Дидактический материал:
- Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2011.
- Федотова О. Н., Трафимова Т. В. Окружающий мир: Хрестоматия. – М.: Академнига, 2011.
Наглядные пособия: иллюстративный материал насекомых; таблицы цепочки питания.
Оборудование: презентация “Как насекомые весну встречают”, компьютер, медиапроектор, видеофильм “Бабочки”.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1).
Долгожданный дан звонок–
Начинается урок.
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час.
Чтобы каждый смог сказать:
Я понял…
Я знаю…
Я умею…
2. Актуализация знаний.
– Ребята, что нас окружает? (Окружающий мир.)
Значит, мы начинаем наш урок … (окружающего мира).
– А для чего нам нужен этот урок? (Чтобы знать больше о природе, обо всём,
что нас окружает.)
– А как вы узнаёте что-то новое для себя? (Читаем, спрашиваем, вспоминаем.)
– Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего не узнаешь. –
Какой можно сделать вывод: зачем нам нужен этот урок? (На этом уроке мы узнаём
много нового, учимся отвечать на вопросы об окружающем мире.)
– Как всегда наши помощники – гости … (Маша и Миша.)
– Вспомните, что нового они узнали вместе с нами на прошлом уроке?
(Какие растения весной цвести торопятся.)
– А вот это мы сейчас и проверим, как вы поработали в рабочих тетрадях по стр.33. Как раскрасили и подписали рисунки. (Слайд)
1) Листья, как стрелки, цветочки одиночные. (Прострел.)
2) Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней весной. Её цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки. (Хохлатка.)
3) Распускается рано по весне. Листья покрыты бархатистым пушком. Цветки жёлтые, яркие. (Первоцвет.)
4) Один из ранних цветов в наших лесах, часто его называют подснежником – ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница.)
5) Растут цветы на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках. (Перелески.)
6) Раннецветущее травянистое растение с цветками жёлтого цвета, которые появляются среди первых весенних проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя – тёплая и нежная. (Мать – и – мачеха.)
– Какое общее название есть у всех этих растений? (Первоцветы.)
– Почему их назвали первоцветами? (Растения, которые зацветают ранней весной
в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой,
которой заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению
ещё под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж тепло – около
нуля градусов (эта та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям
много и не нужно. Главное, чтобы почва не промёрзла. А если и промёрзнет, тоже
не беда. Растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара.
Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.)
Для закрепления ещё проведём тест. (Слайд)
1. Какое растение не относится к первоцветам?
а) ветреница;
б) мать – и – мачеха;
в) верба;
г) ромашка.
2. Как называется “ключик2, которым отпирает весна двери теплу и солнцу?
а) первоцвет;
б) медуница;
в) мать – и – мачеха;
г) ветреница.
3. Какие раннецветущие растения занесены в Красную книгу?
а) ветреница;
б) мать – и – мачеха;
в) перелески.
4. Чем растения защищаются от холода?
а) волосками;
б) листочками;
в) цветочками.
Самооценка.
– Кто справился с работами без ошибок, поднимите руку.
– Кто сделал 1 ошибку.
– Кто две ошибки?
Вывод: Кто внимательно слушает, тот много знает.
3. Введение в тему урока
Работа со слайдами.– Рассмотрите внимательно 2 рисунка. Они одинаковы? (Нет.) (Слайд)
– А в чем разница? (На одном рисунке изображена зима, а на другом – весна.)
– Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше
поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. День становится длиннее
ночи, температура воздуха днём иногда выше нуля. Стало теплее. Тает снег и лёд.
Появляются первые проталины.)
– Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (Потепление)
– Что происходит в живой природе? (Появляются первые цветы, цветут деревья,
появляются первые насекомые, прилетают птицы)
Схема: Потепление – проталины – насекомые – птицы. (Слайд)
Потепление – понятно. Объясните, что такое проталины?
Из словаря Ожегова: “Проталины – место, где стаял снег и открылась земля”.
– А кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног).
– А кто такие птицы? (Животные, покрытые перьями, умеют летать)
– Может кто-то сможет объяснить эту схему? (Объясняют).
4. Формулирование темы урока и ее сообщение.
– Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, может кто-то из вас
сможет назвать тему сегодняшнего урока? (“Как животные весну встречают”.)
– Какие задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с изменениями,
происходящими в жизни животных с приходом весны.)
– Молодцы, но мы сегодня с вами не только познакомимся с изменениями,
происходящими в жизни животных, но и составим цепочку связей (взаимоотношений)
живой и неживой природы.
– А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась
нежным солнышком, проталинка? (Выслушиваются мнения детей.)
– Да, первыми появляются насекомые. Мы сегодня будем говорить не обо всех
животных, как весну встречают, а только о насекомых
– Посмотрите, как богат и разнообразен мир насекомых (работа по таблице
“Насекомые”.)
Землю нередко называют планетой людей. Оказывается, это не так. Специалисты по насекомым считают, что на нашей планете насекомых больше, чем людей (на каждого человека на земном шаре приходится 250 млн. насекомых, из них 130 тыс. бабочек.
5. Работа по теме урока.
– Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с
приходом весны? Что мы наблюдаем? (Стало тепло, тает снег, день стал длиннее,
много воды.)
– И так первый признак весны – какой? (Потепление.)
– Что же происходит со снегом? (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины.)
– Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? (Оживают
деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные.)
– Кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком,
проталинка? (Насекомые.)
– А каких животных мы относим к насекомым? (Тех, у кого 6 ног.)
– Как зимовали насекомые? (Насекомые спали в укрытии)
– Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из
зимних укрытий.)
– Где их больше всего? (На проталинках, на припеке.)
– Почему? (Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и
появляется на припеке, где солнышко больше греет.)
– Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров,
божьих коровок, муравьёв.)
– Какие песни они поют?
Маленький комарик по лесу летел,
Песенку простую тихо он запел. (з-з-з-з)
Жук на ветке сидя, бросив все дела,
Песню подпевал он, как его друзья. (ж-ж-ж-ж)
И змея тихонько на пенёк вползла
И шипит чуть слышно песенки слова (ш-ш-ш-ш)
На лесной полянке хор такой звучит,
Песенка так льётся, за собой манит.
1) Разговор о комарах. (Слайд)
– Кто его убьет, тот свою кровь прольет? (Комар.)
– И человек уничтожает этих вредных для него насекомых. Может быть всех комаров
надо уничтожить?
– Комары необходимы природе. Кто знает зачем?
– Взрослыми комарами питаются птицы, стрекозы, мухи, муравьи, а личинки живут в
воде и служат кормом для рыб.
2) Разговор о муравьях. (Слайд)
– Здесь мы видим бугорок, а в нем – городок.
Летним днем построен он, а жильцов в нем миллион. (Муравейник.)
– Как только пригреет солнышко, так и открываются ходы муравейника. Выходят
муравьи вялые, греются, оживают и поправляют свое жилище.
– Какую роль выполняют муравьи в природе? (Муравьи поедают многих вредных
насекомых и их личинок, а из самих муравьев получают муравьиную кислоту,
применяемую в медицине.)
– Как надо относиться к муравьям? Почему? (Не разрушать муравейники!)
3) Разговор о бабочках. (Слайд)
А каких бабочек можно увидеть ранней весной? (Ответы.)
Но сначала мы с вами окунёмся в прекрасный мир – в мир ярких красок. Просмотр видеофильма “Бабочки”.
– Каких же первых бабочек можно увидеть ранней весной?
– Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится,
что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту
люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница.
(Слайд).
Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка – лимонница. Она живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яйца и умрёт. Из яиц появятся гусеницы, которые превратятся в куколок, а из куколок вновь вылетят красивые бабочки.
Не все бабочки выживают зимой. Крылышки у них выцветают и стираются. Кто-то без усов остаётся, кто – то без ноги.
Питаются бабочки нектаром цветов, а есть и такие, которые вообще не едят.
6. Первоначальное закрепление. Работа с хрестоматией (стр.53)Выборочное чтение.
Чтение текста “Каких бабочек можно увидеть ранней весной” (крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз)
– Что нового узнали о бабочках?
– А знаете ли вы, что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?
– Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг.
Они зимуют в Турции, Африке.
Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей.
То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт. Такие перелёты совершает бабочка репейница, которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.
7. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
8. Закрепление изученного материала.
– Отгадайте названия бабочек. (Слайд.)
- Появляется раньше других насекомых. (Крапивница.)
- Мелькает, как солнечный зайчик. (Лимонница.)
- Крылья из тёмного бархата, а по краям голубые точки и светлая кайма. (Траурница.)
- На крыльях голубые “глаза”. (Павлиный глаз.)
9. Проблемный вопрос на следующий урок
– Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, – проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать? (Птиц.)
– Почему? (Птицы питаются насекомыми.)
– Откуда возвращаются птицы? (Из тёплых стран.)
– Как называют этих птиц? (Перелетными.)
Вот о том, как встречают птицы весну, мы узнаем на следующем уроке.
10. Итог урока.
– Что узнали нового сегодня на уроке?
– С какими насекомыми познакомились?
11. Рефлексия.
Самооценка.
На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружочки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.
Зеленый – “Я понял”.
Желтый – “Я знаю”.
Красный – “Я умею”.
12. Дома подготовить рассказ по своим наблюдениям об одном насекомом.
Из него плетут весенние венки, Это самый первый цветок,
а когда он отцветает - разлетается появляющийся из- под снега.
на все стороны света. (Подснежник)
(Одуванчик)
Какие насекомые появляются весной первыми? Почему?
Первой просыпается крапивница - яркая, пёстрая бабочка. Обычно гусеницы окукливаются осенью, куколка зимует, а весной из неё появляется бабочка. Бабочка- крапивница из куколки появляется осенью. Она зимует в любой щели, в трещине коры. Поэтому, когда пригреет солнышко, она вылетает первой!
Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница.
После бабочек появляются муравьи и шмели. Муравьи не выходят на поверхность, пока температура воздуха не прогреется до 22 градусов. Поэтому по ним можно определять окончательным приход тепла.
Когда зацветают ивы, то шмели обязательно окажутся на их серёжках. Цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, столь необходимого насекомым именно в это время, когда на лугах и лесных полянах не запестрели цветы.
С первыми весенними деньками у воды появляются веснянки. Это насекомое откладывает личинки в воду. На берегу обитают уже взрослые особи.
Пауки-бродяги появляются ранней весной и начинают свою охоту за пробудившимися от сна насекомыми.
Зеленовато-синие гренландские мухи
Божьи коровки
Все эти насекомые зимуют во взрослом состоянии.
Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно
?
Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.
Там, где есть шмели, растёт красный клевер. Никто из насекомых не способен помочь клеверу с опылением, кроме трудяг шмелей.
Почему весной не бьют пушных зверей?
Весной пушные звери линяют,
теряют густой и теплый подшерсток, это обесценивает мех. Кроме того, весной у зверей детеныши.
Кто раньше появляется весной – летучие мыши или насекомые? Насекомые. А уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей.
Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?
Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? Ответ: Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.
Весна - особенно радостное время. Пробуждаются земля, вода, деревья... Постепенно возвращается богатая разнообразием красота, обновляется цвето-звуковая картина природы
В народе считают, что в природе бывает 3 весны.
Первая весна - света. Это какой, по-вашему, месяц? (Март) - Почему? (Потому что дни стали длиннее, небо светлее.)
- Вторая весна - весна воды. Это какой месяц? (Апрель)
Почему? (Потому что в апреле начинается таяние льдов, разлив рек, наводнения. В этом месяце всегда много воды.)
- А весна травы, цветов - это какой месяц? (Это май потому что в мае цветут сады, распускаются листья на деревьях.)
Если синицы долго остаются у человеческого жилья - весна будет холодной. После прилета дроздов морозы случаются крайне редко. Жаворонок летит к теплу, зяблик - к стуже. Перелетная птица течет стаями - к дружной весне.
Длинные сосульки - к долгой весне. Гуси высоко летят - воды много будет, низко летят - мало. Первый гром при северном ветре - холодная веска, при восточном - сухая и теплая, при западном - мокрая, при южном - теплая.
12. Весна - зажги снега, заиграй овражки
Весной дождь парит, а осенью мочит
Кто спит весной, плачет зимой.
Весной час прогуляешь - неделей не наверстаешь.
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Весенний день год кормит
На весну надейся, а дрова припасай.
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
13. Герасим Грачевник. Все ждали прилета грачей - первых вестников весны. Если грачи прилетали вовремя, то говорилось, что Герасим грачей пригнал, а грач весну принес. День Герасима-грачевника В этот день прилетали грачи (Фото: jacglad, Shutterstock) 17 марта Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, потому и получил такое народное название - день Герасима-грачевника. В народе говорили: «Грач на горе - так и весна на дворе», «Увидел грача - весну встречай». По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи прямо на старые гнезда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом». Если же грачи прилетали раньше 17 марта, то это считалось нехорошей приметой: предсказывали неурожайный и голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - «грачей». Рецепт птичек из постного теста можно прочитать здесь. Про этот день существовало еще одно поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит». В день Герасима пекли птичек - «грачей» Кикимора - одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ее была безобразна, одежда - неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу. Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе. В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи. Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов. Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» - камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц. Кикимора - одна из разновидностей домового из древнерусского поверья Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике. Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета. По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья - отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.
Цели: уточнить изменения в жизни растений весной; провести наблюдения над изменениями в жизни насекомых и птиц; пробуждать интерес учащихся к родной природе, к бережному отношению к окружающему; развивать любознательность и сопереживание к окружающему нас миру живого.
1.Организационный момент.(Звучит музыкальная заставка – П.Чайковский “Жаворонок”)
2. Повторение пройденного материала.Вот и пришла долгожданная весна. Зажурчали ручьи, повеяло новыми свежим ароматами просыпающейся от зимы природы.
Что же изменилось в растительном мире с приходом весны?
3. Новый материал. Насекомые.Как только отпустят немножко морозцы и настанет оттепель, из-под снега в лесу вылезает всякая шушера нетерпеливая: дождевые черви, мокрицы, бабочки, божьи коровки… Насекомые разминают свои затёкшие ножки.
Вот зацвела и ива - гости со всех сторон спешат на пир.
Шмель прилетел – неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался. Дети часто убивают шмелей, как жалящих насекомых. Однако шмель гораздо миролюбивее, чем осы и пчёлы. Семья шмелей живёт 1 лето. На зиму остаётся в живых только молодая самка-царица, которая, проснувшись весной, начинает искать себе гнездо. Если она погибнет, то некому будет основать новую семью. Та же ситуация у пчёл.
А как, вы, думаете, у пчёл есть враги? Кто они?
Это, например, деревенская ласточка; аисты, которые буквально без передышки набивают свои желудки пчёлами.
Божья коровка , например, истребляет за день от 50 до 270 тлей-вредителей.
Жук-мертвоед питается падалью – он “санитар”.
Как необыкновенно красив луг (иллюстрация), когда над ним порхают разноцветные бабочки.
А каких бабочек вы знаете?
Крапивница, адмирал, павлиний глаз… - эти и другие бабочки, питаясь сладким соком (нектаром) цветов, способствуют опылению растений. Их гусеницы не приносят вреда, так как обычно они питаются различными сорняками, Эти бабочки приносят пользу.
Но есть и очень вредные бабочки. Какие?
Это луговые мотыльки и озимые совки. Они злостные вредители. Очень большой вред приносят гусеницы этих бабочек, которые отличаются всеядностью и большой прожорливостью.
Вот выполз из-под земли майский жук , отряхнул от земли свои жёсткие крылышки. Что он делает в земле? Как он туда попал? Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 208. Как вы думаете это полезные насекомые?
Вывод. Любое насекомое требует от нас защиты. Почему? Охране насекомых уделяется много внимания; организуются специальные заповедники (участки, делянки) для этих и других насекомых.
А что такое заповедник ? А это мы можем уточнить в “Толковом словаре” (с. 75)
(На доске записывается заповедник ).
4. Птицы.
С приходом весны в лесах, на лугах, полях становится шумно – прилетели наши гости – птицы. Птицы делятся, как бы на две группы. Какие? (Перелётные и зимующие). Посмотрим на рисунок (на доске иллюстрация). Назовите зимующих птиц. Перелётных. Вот о птицах и побеседуем.
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Его длина достигает 25 см, масса тела 100 гр.. Он хорошо лазает по деревьям, Ноги у него короткие и очень сильные, с цепкими коготками, Он питается куколками и личинками насекомых, зимой – шишками.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хриповатая –
Известная персона.
Кто это? (ворона ) (Звучит грамзапись голоса вороны)
Она крупнее грача и галки, но меньше в 2 раза ворона . Она двухцветная. В сентябре-октябре улетает зимовать к югу, а весной возвращается. Известно, что о людях, которые совершили промах говорят: “Эх, ты, ворона!”, “Ну, что, проворонил?” Однако это неверное мнение. Вороны очень любят блестящие предметы, которые норовят утащить к себе в гнездо. (вор-она).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?... (соловей)
Это небольшая птичка, меньше воробья, с незаметным опереньем. Поедает тлю, семена сорных растений. Он удивительно поёт (звучит голос соловья).
Кто эта птица?
Никогда
Не строит гнёзда для себя,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка ) (Звучит голос кукушки).
Она меньше голубя. Гнездится около певчих птиц, но своего гнезда не имеет. Из 150 видов кукушек, только 8 не высиживают птенцов. Кукушка очень полезная. Она поедает огромное количество волосатых гусениц, которыми другие птицы не питаются. Зимуют кукушки в Африке. (Учебник, стр. 210)
5. Охрана птиц.
О том, как охраняются птицы в наших лесах, полях, вы можете прочитать в учебнике на стр. 210, 2 абзац и на стр. 211, 2 абзац
Вывод. Так, что же нам необходимо делать, чтобы птицам было уютно и небезопасно в наших лесах, садах, полях?
6. Итог урока. Учебник, стр. 212.
7. Домашнее задание.Любите природу!
Любите природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа
Здоровье и радость!
На доске записаны слова:
Насекомые, заповедник, делянка, заказник, щёголь, ворона, соловей…
Как только весной пригреет солнышко, можно увидеть порхающих над травой бабочек. Это на Земле, существует огромное разнообразие их видов. Они бывают дневные и ночные, большие и маленькие, различаются они по продолжительности жизни и виду питания. Первой появляется весной бабочка лимонница. Она одна из немногих, способных перенести зиму.
Существуют бабочки невзрачные и бледные, а есть красавицы такие, что глаз не оторвать. Свою окраску они получают, благодаря расположению и разным оттенкам мельчайших чешуек, которыми покрыты их крылья. Из-за этого они становятся скользкими, что помогает бабочкам спасаться от врагов. А последних у этих красавиц много, не только птицы любят полакомиться ими.
Поэтому некоторые бабочки имеют защитную окраску, например, сливающуюся с корой дерева. Другие защищаются, наоборот, яркой окраской, цветными пятнами, похожими на глаза. Такие красавицы подвергаются еще и опасности быть пойманными человеком.
Бабочки России очень красивы и многообразны: махаон, пурпурница, перламутровка, переливница, адмирал - эти названия даны им в связи с особенностями окраски и строения крыльев. Некоторые получили свое название от того, чем питаются их гусеницы: крапивница, капустница, малинница и хвостатка сливовая.
Вообще, бабочки, как и все насекомые, приносят пользу тем, что опыляют растения,
являются пищей для птиц и даже помогают бороться с сорняками.
Но многие откладывают свои яйца на и вылупившиеся гусеницы наносят большой урон сельскому хозяйству. К ним относится Сама по себе она не приносит никакого вреда, так как питается нектаром, но ее личинки живут на капусте и способны превратить кочан в кружевной скелет.
Одна из самых распространенных - бабочка лимонница. Она относится к семейству белянок. Правда, самцы имеют желто-зеленую окраску, а самки - белую с зеленоватым отливом. У них особая форма крыльев, обязательно по одному оранжевому пятну на каждом. Благодаря особому строению, насекомое практически сливается с растениями.
Яйца бабочка лимонница откладывает по одному на листья жостера или крушины. Личинки их могут питаться только этими растениями. Поэтому эту бабочку еще называют крушинницей. Сама она питается нектаром и переносит пыльцу, опыляя растения. Конечно, ей также необходима вода. Бабочки пьют росу или высасывают влагу из земли. Для этого у них есть длинные хоботки.
Гусеницы их невзрачные, зеленого цвета, они хорошо прячутся от врагов. После вылупления из куколки бабочка лимонница все оставшееся лето питается нектаром и запасает силы для зимовки. Для того чтобы перезимовать, она ищет обычно это старый плющ. За все лето вылупляется только одно поколение этих насекомых.
Издавна людей привлекала красота бабочек. называли их ожившими цветами. Люди всегда собирали коллекции, прикалывая этих красавиц булавками к альбомным листам. Но в последнее время популярны живые бабочки. Устраиваются выставки, на которых люди любуются не только их красотой, но и их полетом.
Cлайд 1
Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10
Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14
