Карликовых шимпанзе с полной уверенностью можно назвать “интеллигентами среди обезьян”.
Тогда как у обычных шимпанзе все построено на доминировании самцов и проявлении агрессии, бонобо придерживаются принципов мирного сосуществования.
Бонобо – обезьяны весьма свободных нравов, в жизни которых одну из главных ролей играет секс.
В отличие от большинства представителей животного мира, сексуальные отношения для бонобо не ограничиваются необходимостью продолжить род, а являются важной составляющей их повседневной жизни.
Бонобо, если можно так выразиться, это “хиппи” среди человекообразных обезьян, живущие по принципу “занимайся любовью, а не войной”, так как они гораздо более сладострастны и менее воинственны, чем их близкие родственники шимпанзе.
Голландско-американский биолог Франс де Вааль, исследующий питомцев зоопарков, отмечает несдерживаемую сексуальность бонобо, а также их склонность к дружеским союзам (особенно между самками) на контрасте с битвами за доминирование (особенно между самцами) и межгрупповыми войнами у шимпанзе.
С Ваалем соглашаются и другие биологи, наблюдающие этих животных в неволе. Но в суровых условиях джунглей дела обстоят сложнее.
Живут бонобо небольшими коллективами, численностью до 100 особей.
Самки, не смотря на свои меньшие размеры в сравнении с самцами, обладают более высоким социальным статусом. Это связано с тем, что самки более организованные и сплоченные, чем самцы.
У обезьян бонобо отсутствуют особенности поведения обыкновенного шимпанзе, у них нет совместной охоты, частого применения агрессии для выяснения отношений и примитивных войн, они не обучаются языку жестов, хотя в неволе бонобо с легкостью оперируют различными предметами.
Проще говоря, в стаях бонобо – матриархат.
У бонобо нет вожака, как у других представителей приматов. Отличительной особенностью бонобо является и то, что во главе сообщества стоит самка.
Самки держатся группами, в которую входят детёныши до 5-6 лет. Самцы держатся отдельно, неподалёку.
Все или почти все агрессивные взаимодействия бонобо заменены… элементами брачного поведения! - доминирование самок у бонобо было выявлено в эксперименте с группами обезьян обоих видов (один самец и две самки) и при наблюдениях в природе.
Все обезьяны очень игривы, но бонобо еще и изобретательны в своих играх.
Детеныши с удовольствием корчат смешные рожицы и разыгрывают пантомимы, даже будучи наедине с собой.
Наблюдали, как бонобо развлекались следующим образом: обезьяна закрывала глаза руками или обрывком бананового листа и начинала вертеться, прыгать по кочкам или наскакивать на своих сородичей - до тех пор, пока не теряла равновесие и не падала.
В то же время бонобо гораздо сдержаннее в проявлении своих эмоций, чем шимпанзе. Разозленный чем-нибудь самец шимпанзе в гневе начинает швыряться камнями, ломать сучья и вырывать с корнем небольшие деревца.
Его соплеменники в это время предпочитают держаться подальше - им тоже может достаться… Самцы же бонобо, желая каким-нибудь образом “сорвать зло”, обычно просто бегают по земле, таская за собой пучок веток.
В группах бонобо первыми едят самки. Если самец протестует, самки объединяются для изгнания самца. Во время еды никогда не происходит потасовок, но обязательно спаривание перед едой.
Молодые самцы бонобо избавлены от суровой необходимости сплачиваться и вместе противостоять более старшим особям, отстаивая свое “место под солнцем”.
В сообществах, где лидеры - самки, за них разбираются матери. Не будучи любителями агрессивных стычек, бонобо отличаются чрезвычайно “чувствительной натурой”.
Секс у бонобо является самым важным (если не единственным) способом разрешения конфликтов.
То есть у бонобо не бывает ссор, драк и всевозможных “выяснений отношений”.
Лучший способ примирения – секс. Причем, доминирующее положение (как при всяком матриархате) занимают самки.
Казалось бы, что тут такого крамольного, почему ученые не сделали сразу достоянием всего общества свою информацию о поведении этого вида приматов?
Ведь с точки зрения развития социального общества у бонобо можно многому поучиться…
Многому возможно, но… далеко не всему.
Все дело в том, что среди бонобо нет места целомудрию, и все спариваются со всеми, нет никаких табу: самец может заниматься любовью с самкой, с другим самцом, с детьми обоих полов. То же относится и к самкам.
Самки занимаются сексом с детенышем, мать с сыном, но с возрастным ограничением - ему не должно быть больше 6-ти лет.
При встрече с другой стаей на пограничной территории самцы вступают в общение, а самки в сексуальные контакты с самцами чужой стаи.
Ревность из-за самки одного самца бонобо к другому заканчивается у них элементами брачного поведения по отношению друг к другу. О как!
Если одна из самок задает взбучку чужому детенышу, мамаша устремляется к обидчице и все опять же заканчивается генитальным контактом. Перед тем как приступить к еде, две самки бонобо обязательно вступают друг с другом в генитальный контакт.
Социальную структуру сообществ бонобо, в частности переход самок из группы в группу, также определяют половые контакты.
При желании влиться в новую группу юные самки бонобо вступают в генитальный контакт с двумя-тремя взрослыми самками.
Если внимание взаимно, претендентку принимают в члены ассоциации, хотя стабильное положение в группе она получает только после рождения первого детеныша.
Самцы бонобо обычно не переходят из группы в группу. Они остаются там, где родились, по мере взросления приобретая и удерживая за собой новый социальный статус.
Между всеми членами сообщества (за исключением ближайших родственников) и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота половых контактов - обычно очень кратковременных и более напоминающих игровые демонстрации.
Это единственный представитель среди человекообразных обезьян, которые спариваются как и человек (в мессионерской позе).
И, кстати не только этим бонобо очень близки к людям.
Наблюдая за половыми оргиями бонобо, можно подумать, что камасутра входит в обязательное изучение с детских лет.
Абсолютно все виды секса им знакомы и практикуются совершенно спокойно.
Кстати, такое поведение бонобо нашло свое отражение и в их латинском названии – Pan paniscus, то есть маленький Пан.
Древнегреческий бог Пан являлся олицетворением разгульной жизни, весело проводя время в компании прекрасных нимф.
Ученые долгое время изучали причины таких серьезных различий в поведении двух ближайших родственников – бонобо и обычных шимпанзе, и пришли к выводу, что здесь главную роль сыграла обособленность местообитания бонобо.
Более скудная северная часть заставила обычных шимпанзе бороться за выживание, проявляя агрессию и силу.
Размножение
Несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в их популяциях невелик.
Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в 5-6 лет. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам.
Беременность, в среднем, длится на протяжении 240 дней. Мать кормит малыша в течение 3-х лет.
Дети на протяжении всей жизни поддерживают со своей матерью родственные отношения.
Но уступает ему в плотности телосложения. Кожа бонобо - чёрная, а не розовая, как у обыкновенных шимпанзе. Более длинные ноги и узкие, покатые плечи чем у обыкновенных шимпанзе. Голосовые сигналы карликовых шимпанзе - это резкие, высокие, лающие звуки.
У них красные губы на черной морде и небольшие уши, высокий лоб, длинные черные волосы, которые разделены на пробор посередине.
Средняя масса тела самцов - около 40 кг, а самок - 30 кг, такие же показатели у вида шимпанзе обыкновенный.
Место обитания
Обитает бонобо в тропических лесах Центральной Африки на небольшой территории, между реками Конго и Луалаба. Численность составляет всего около 10 тысяч особей. Бонобо стал широко известен науке в 60 годах, и пока остаётся малоизученым видом.
История открытия
по материалам Scientific American
Бонобо был давно известен, но был описан как вид сравнительно недавно, в году. Для африканцев карликовые шимпанзе были героями древних легенд. Согласно одной из них, бонобо научили человека определять, какие продукты можно есть без опаски. Отец систематики Карл Линней в году назвал его как Simia satyrus (упраздненное теперь название).
В 1929-м году немецкий анатом Эрнст Шварц, изучая скелет редкой обезьяны, хранившийся в бельгийском колониальном музее, понял, что видит перед собой не череп детеныша, а череп взрослого шимпанзе и объявил о новом подвиде. Чуть позднее учеными было доказано, что речь идет о новом виде человекообразных обезьян. В году немецкие приматологи Эдуард Трац и Хэйнз Хек сообщили о своих наблюдениях над брачными обычаями бонобо. Их отчеты, замаскированные латинской терминологией, не дошли до широкой публики. Лишь в 70-е годы, когда нравы стали терпимее к сексуальным темам, ученые обратили более пристальное внимание на бонобо.
Особенности поведения
У обезьян бонобо отсутствуют особенности поведения обыкновенного шимпанзе, у них нет совместной охоты, частого применения агрессии для выяснения отношений и примитивных войн, они не обучаются языку жестов, хотя в неволе бонобо с легкостью оперируют различными предметами. Отличительной же особенностью бонобо является то, что во главе сообщества стоит самка. Самки часто проявляют доминантность по отношению к самцам, но это происходит лишь в тех специфических случаях, когда дело касается секса и пищи.
Сексуальная активность самки бонобо не связана со временем течки (периодического созревания яйцеклетки). Бонобо занимаются парным женским генитальным сексом, когда две самки потирают друг другу гениталии для снижения межличностного напряжения. Таким же способом приходят к взаимному удовлетворению и пары самцов бонобо. Между всеми членами сообщества и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота половых контактов. Любая конфликтная ситуация в обществе разрешается не дракой, а сексом. При этом у бонобо практически не существует табу: самец может заниматься любовью с самкой, с другим самцом, с детьми обоих полов. То же относится и к самкам. Самки занимаются сексом с детенышем, мать с сыном, но с возрастным ограничением - ему не должно быть больше 6-ти лет.
При встрече с другой стаей на пограничной территории самцы вступают в общение, а самки в сексуальные контакты с самцами чужой стаи. Тем не менее уровень межгрупповой агрессии достаточно высок - агрессией заканчивается примерно половина встреч, причем чаще всего самки нападают на самцов, чего никогда не бывает у шимпанзе обыкновенного.
Основным компонентом их пищи являются фрукты, иногда травянистые растения, беспозвоночные и мясо других животных. Бонобо, так же как и обыкновенные шимпанзе, могут с ловкостью ловить мартышек , но не убивают и не поедают их. Они часами играют с детенышами мартышек и отпускают их на волю.
Несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в их популяциях невелик. Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в 5-6 лет. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам. Продолжительность жизни бонобо неизвестна .
Бонобо постоянно, даже за едой общаются между собой с помощью системы звуков, которую пока не удалось расшифровать. Их мозг достаточно развит, чтобы воспринимать другие знаковые системы. В неволе человек-экспериментатор дает запомнить несколько десятков знаков и их звуковой эквивалент. Далее примат запоминает разные команды на этом языке, и наконец при произнесении новых никогда не слышанных ранее команд, выполняет какие-либо действия. «Намыль мячик», «Вынеси из комнаты X». Более того, описан случай, когда обученная языку знаков самка сама обучила своего детеныша вместо человека-экспериментатора. Это позволяет говорить о бонобо, как самом интеллектуальном виде приматов , что конечно приближает их к человеку.
См. также
- Феномен "говорящих" обезьян
- Список обезьян
Сноски
Источники
- Paoli T., Palagi E., Borgognini Tarli S.M., 2006. Reevaluation of Dominance Hierarchy in Bonobos (Pan Paniscus) // American Journal of Physical Anthropology, 130:116-122
- Scientific American, 1995, V. 272, N 3, pp. 58–64
- Frans B. M. de Waal, "Bonobo Sex and Society. The behavior of a close relative challenges assumptions about male supremacy in human evolution" , Scientific American , 82-88, 1995 marts.
Ссылки
- Frans de Waal, Frans Lanting, Bonobo: The Forgotten Ape , University of California Press , May, 1997, hardcover, 210 pages, ISBN 0-520-20535-9; trade paperback, October, 1998, 224 pages, ISBN 0-520-21651-2
- Sue Savage-Rumbaugh and Roger Lewin, Kanzi: The Ape at the Brink of the Human Mind , John Wiley, September, 1994, hardcover, 299 pages, ISBN 0-471-58591-2; trade paperback, reissue, September, 1998, ISBN 0-471-15959-X
- Frans de Waal, Our Inner Ape , Riverhead Books , October 6 , hardcover, 288 pages, ISBN 1-57322-312-3
- The Bonobo: «Newest» apes are teaching us about ourselves (Chicago Tribune article by Anthony DeBartolo)
Этот вид находится на грани вымирания и занесён в Международную Красную книгу |
Человекообразные обезьяны (Гоминоиды) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Царство: Животные · Тип: Хордовые · Класс: Млекопитающие · Инфракласс: Плацентарные · Отряд: Приматы · Подотряд: Сухоносые обезьяны · Инфраотряд: Узконосые обезьяны | |||||||||
Гиббоновые (малые гоминиды) |
|
||||||||
Гоминиды / Понгины | |||||||||
Гоминиды / Гоминины |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Бонобо - сексуальный сюрприз эволюции
Бонобо - это парадоксальный примат; вернее, таким он кажется в глазах людей, и вокруг него сложилось множество легенд и мифов. Ну хотя бы взять историю открытия бонобо. Есть очень романтическая история о том, что их открыли... в Мюнхенском зоопарке Хеллабрунн, где во время налётов американской авиации в 1944 году погибло много человекообразных обезьян. Бедные животные умерли не от ран и контузий, а от страха. Адский грохот артиллерии, взрывающихся бомб и обвалов привёл их в неописуемый ужас. В панике метались они по клеткам, оглашая опустевший парк истошными криками. Научные работники зоопарка, подсчитывая наутро свои потери, обнаружили, что все погибшие обезьяны в вольере, где жили шимпанзе, отличались хрупким телосложением, при жизни это были пугливые создания, сторонившиеся своих более крупных сородичей. Непонятно, как раньше ученые не поняли, что это совсем другие, отличные от шимпанзе антропоиды, а считали их всего лишь мелким подвидом! Зато служители прекрасно знали, что мелкие и крупные шимпанзе не понимают друг друга, они как бы разговаривают на разных языках. По их словам, мелкие шимпанзе очень подвижны, дружелюбны и общительны.
Они постоянно «болтают» друг с другом, сопровождая «речь» оживленной жестикуляцией.
Внешне бонобо сильно отличаются от шимпанзе, взять хотя бы лицо: в отличие от всех обезьян, у них, как и у нас, красные губы, которые контрастируют с черной физиономией - кожа у бонобо не сероватая, как у шимпанзе, а черная. Волосы на голове разделяет элегантный проборчик. Лицо выдается вперед не сильно, как у детенышей (что является одним из признаков неотении), лоб слегка выпуклый, надбровные дуги не слишком развиты. Череп округлый, без гребней, уши небольшие. В отличие от коренастых шимпанзе, бонобо обладают изящным, грацильным сложением, у них узкие плечи, а передвигаются они по земле, практически не сгибая колен - из современных приматов так делают только они и мы. Могут они и ходить на двух ногах, хотя обычно все-таки опираются о землю руками. И, кстати, прилагательное «карликовые» совершенно не отражает реальность: бонобо вовсе не мелкие обезьяны, по росту они практически не уступают обычным шимпанзе, ноги у них относительно длиннее (и более мускулистые), а весят они меньше из-за более тонкого тела. Местные жители прекрасно различают этих человекообразных обезьян, название «бонобо» пришло из языка одного из конголезских племен. Между прочим, и те, и другие в условиях неволи отличаются бОльшими размерами, чем в природе, и живут намного дольше (бонобо в джунглях доживают до сорока лет, а в зоопарках и других подобных заведениях - до шестидесяти).
В популярной литературе часто упоминается, что бонобо - наиболее близкий к нам из ныне живущих приматов, но так ли это?
Когда-то - а если точнее, то около 10 миллионов лет назад - наш общий предок жил в восточной Африке. Ученые дали ему имя накалипитек. От него - или от кого-то очень на него похожего - и произошли африканские человекообразные обезьяны и человек. Ветвь, ведущая к гориллам, этим гигантским вегетарианцам, отделилась от общего ствола раньше, чуть позже - 6-8 миллионов лет назад - от накалипитека произошли шимпанзе и те гоминиды, от которых ведем начало и мы (сахелантропы, от которых произошли оррорины, от них - ардипитеки, затем автралопитеки и так далее). Шимпанзе разделились на два вида, по разным данным, от 1 до 2,5 миллионов лет назад, а судя по сравнительному анализу ДНК, менее миллиона лет назад. Их общий ареал разорвала река Конго, в очередной раз изменившая свое течение, и обезьяны никак не могли преодолеть это препятствие. Те антропоиды, которые эволюционировали в обыкновенных шимпанзе, остались на северном, правом берегу, а предки бонобо - на южном, левом. Так что мы одинаково родственны и тем и другим, но анатомически бонобо, возможно, более близок к нашему общему предку. Однако Такаеши Кано считает, что череп бонобо ближе к черепу австралопитека, чем к черепу обычного шимпанзе. Возможно, тут дело в скорости эволюции - обычные шимпанзе быстрее эволюционировали в сторону мощи и массивности.
Так почему же бонобо меньше изменились по сравнению с шимпанзе? Вероятно, потому что им не надо было меняться - они попали в обезьяний рай. Они живут в густом тропическом дождевом лесу бассейна Конго, где мало естественных врагов, много пищи и нет конкурентов. До появления в этих местах человека опасность представляли разве что леопарды, но те всегда могут найти более легкую добычу. Именно «райскими» условиями жизни можно объяснить и особенности поведения бонобо, которые резко отличают их от шимпанзе.
Самая важная информация о жизни бонобо в естественных условиях была собрана учеными киотской школы. Впрочем, основные положения их социальных отношений хорошо известны широкой публике: в любой популярной статье про бонобо можно прочитать, что у них распространён матриархат, они миролюбивы и недоразумения разрешают с помощью секса, которым занимаются постоянно, причем все со всеми, невзирая на пол и возраст.
Самцы бонобо - настоящие маменькины сынки, их связь с матерью длится чуть ли не всю жизнь, а статус в группе зависит от статуса родительницы. Сейчас при перемещении бонобо из одного зоопарка в другой сына переселяют обязательно вместе с матерью, иначе самец в новой компании может стать изгоем. Юные самки более самостоятельны; перейдя в чужую группу, они стараются подружиться с одной из главных самок и под ее опекой постепенно становятся полноправными членами семейства. Как и у шимпанзе, группы не слишком постоянны, происходит миграция отдельных особей между сообществами. Группы по 10-20 членов днем самостоятельно бродят по лесу в поисках пищи, а на ночлег несколько групп, бывает, объединяются - до 100 особей могут устраивать гнезда на соседних деревьях. Доминирование самок у бонобо резко отличается от доминирования самцов у шимпанзе. Самки бонобо не подавляют самцов, в основном доминирование проявляется в отношении пищи - самки всегда едят в первую очередь, у самцов даже «и мысли не появляется» этот порядок нарушить, самая вкусная еда почти всегда достается исключительно самкам. Самки часто игнорируют самцов, которые выпрашивают у них еду. И среди бонобо встречаются «железные леди», которые держат своих подчиненных хоть и не в страхе, но в напряжении. За самцами, которые намного крупнее, остаются типично «мужские» функции - лидерство при выборе направления движения группы, нахождение кормовых площадок и т.п.
Исследователей поражают чисто сестринские отношения неродственных самок в группе, которые помогают друг другу, утешают при необходимости, стараются держаться вместе - словом, дружат. Впрочем, еще Конрад Лоренц писал, что личность появляется там, где появляется личная дружба, а бонобо, несомненно, личности.
Детеныши бонобо развиваются медленно. Период детства очень длителен, бонобо становятся половозрелыми примерно в тринадцать лет. В экспериментальных исследованиях установлено, что бонобо только в шесть лет справляются с задачами, которые детеныши шимпанзе решают уже в три года. Юные бонобо много играют, и игривость долго сохраняется и у взрослых животных.
Бонобо всеядны, питаются в основном тропическими фруктами, которыми изобилуют их места обитания.
При возникновении конфликтов бонобо практически сразу же мирятся, занимаясь сексом. «Make love not war» - это про них. Ученые не раз наблюдали, что когда встречаются разные группы, на смену первоначальному напряжению быстро приходит всеобщая оргия, в которой участвуют и «свои», и «чужие». Надо сказать, что о необычном половом поведении бонобо было известно давно, но это как бы проходило мимо внимания широкой публики. Вообще бонобо - ну, подумаешь, какие-то шимпанзе-карлики! - почему-то оказались на задворках человеческого знания до тех пор, пока знаменитый антрополог Франс де Вааль не выпустил книгу под говорящим названием «Бонобо: забытый примат» (1997) (Де Вааль изучал бонобо в разных зоопарках, больше всего - в Сан-Диего). Так вот, еще в 1954 году немецкие приматологи Эдуард Трац и Хайнц Хек, наблюдавшие этих антропоидов в зоопарке, описали сексуальные обычаи бонобо; похоже, учёные сами стеснялись своих наблюдений, поэтому замаскировали их латинской терминологией. Только сексуальная революция позволила в 70-ых годах по-настоящему изучить «их нравы».
Никакого прямого отношения к размножению оно не имеет. Это и совокупления в различных позах, в том числе в позе миссионера, которую ранее считали исключительно человеческой особенностью, и разнообразный петтинг, и оральный секс, и французские поцелуи... В сексуальные отношения вступают самцы, самки и детеныши без различия пола и возраста, за одним исключением. Матери и сыновья сексом друг с другом не занимаются, это табу. Особенно часто трутся друг о друга гениталиями самки, считается, что таким образом они скрепляют свои отношения. В дикой природе сексуальная активность бонобо значительно меньше, чем в зоопарках - надо ведь когда-то и еду добывать.
Интеллект бонобо проявляется вовсе не в орудийной деятельности.
Их когнитивные способности ярче всего видны в социальном поведении. При необходимости бонобо могут действовать сообща, например, добывая пищу на охоте. Бонобо очень тонко разбираются в том, кто из группы в каком настроении, и строят свои действия соответствующим образом. Они прекрасно умеют обманывать и манипулировать - макиавеллизм им свойственен так же, как и обычным шимпанзе. В то же время они проявляют доброту, умеют утешать своих товарищей, и альтруистические поступки в их среде нередки. Правда, чаще альтруистическое поведение проявляется в зоопарках, но ведь там бонобо находятся под практически постоянным наблюдением.
В природе была отмечена одна интересная особенность социального поведения бонобо. Они строят гнезда не только для ночного сна, но и для дневного отдыха, и просто так.
Гнездо - это личная собственность, посторонним туда вход воспрещен.
Даже малыши сидят на краю гнезда, ожидая, пока мама не пригласит их к себе. Благодаря этому самки легко заставляют подросших детенышей лет в шесть-семь строить себе отдельные гнезда, просто не разрешая делить свое. Если бонобо решил уединиться в гнезде, его там никто не побеспокоит. Например, можно уклониться от неприятной разборки с соплеменником - стоит забраться на дерево и обломать две-три веточки, и ты уже «в гнезде». Сидя в гнезде, можно наслаждаться вкусной пищей, и никто не будет ее у тебя выпрашивать или отбирать. Интересно, что в неволе у некоторых шимпанзе тоже иногда проявлялось стремление к уединению. Не говоря уже о человеке...
Обезьяны бонобо обитают в джунглях центральной Африки на левом берегу реки Конго. Данные животные близкие родственники шимпанзе, но они сильно отличаются друг от друга. К примеру объем черепа у бонобо меньше чем у шимпанзе, а лапы наоборот длиннее. Так же имеются различия в поведение.
Любопытный бонобоБонобо имеют репутацию хиппи, а объясняется это тем, что животные предпочитают любовь войне. Данные обезьяны отличаются удивительной гиперсексуальностью. Сексом они могут приветствовать друг друга, решать проблемы, просить еду, благодарить и многое другое. Зачастую можно наблюдать однополый половой акт, самка с самкой, самец с самцом. Так же они практикуют поцелуи рот в рот и различные ласки.

Руководят стаей не самцы, как это принято у шимпанзе, а самки. Самка может добиться авторитета благодаря общественной доброжелательности и любезности. Если же она наоборот агрессивна, то скорее всего данную особь не будут уважать сородичи. Нужно заметить, что бонобо не ведут жестокие войны со своими соседями.

Питаются бонобо мясистыми плодами, насекомыми, не привередничают поесть травы и клубни растений, так же изредка ловят какую-нибудь дичь.
Несмотря на частые половые акты, самки бонобо рожают редко. За 5-6 лет она может родить всего одного малыша. Половозрелыми самки становятся к 13-14 годам. Данные животные в дикой природе живут до 40 лет, а в неволе 60. Их численность насчитывает 10 тысяч особей.
Бонобо, если вы вдруг не знали, пользуются репутацией хиппи среди человекообразных обезьян, так как они гораздо более сладострастны и менее воинственны, чем их близкие родственники шимпанзе.
Голландско-американский биолог Франс де Вааль, исследующий питомцев зоопарков, отмечает несдерживаемую сексуальность бонобо, а также их склонность к дружеским союзам (особенно между самками) на контрасте с битвами за доминирование (особенно между самцами) и межгрупповыми войнами у шимпанзе. С Ваалем соглашаются и другие биологи, наблюдающие этих животных в неволе.
Но в суровых условиях джунглей дела обстоят сложнее – в чем мне лично довелось убедиться. Наблюдать бонобо в дикой природе непросто, и Такайоши Кано, работавший в Институте приматологии Киотского университета, был одним из первых, кто надеялся этим заняться. Исследовательская работа в Уамбе не прекращается с момента основания лагеря, если не считать нескольких перерывов, в том числе на время войн в Конго с 1996-го по 2002 год.
Как в неволе, так и в дикой природе бонобо демонстрируют поразительное разнообразие половых актов.Однажды ранним утром мы отправились в лес вместе с Тетсуя Сакамаки из Киотского университета. Добравшись до цели, мы стали наблюдать, как стая бонобо объедала с дерева болека маленькие плоды, напоминающие виноград с бумажной кожурой.
Сакамаки тем временем называл особей по именам. Вон та самка с половым набуханием – Нова. В последний раз она рожала в 2008 году – и уже снова готова спариваться. Вот эта – Нао, очень старая и респектабельная леди. У нее две дочери, старшая из которых до сих пор остается в стае. Там – Кику, тоже пожилая и уважаемая, мать троих сыновей. Сакамаки рассказывает об одном из них, Нобите, которого легко узнать по внушительным габаритам и отсутствию указательных пальцев на правой руке и обеих ногах. Скорее всего, он потерял пальцы в силках, что нередко случается с бонобо, живущими неподалеку от людей. Похоже, Нобита – альфа-самец. Насколько вообще возможно быть альфа-самцом в группе бонобо.
Мы последовали за животными в заросли зонтичных деревьев, где они лакомились мясистыми зелеными фруктами. Внезапно между Нобитой и другим самцом, Джиро, началась громкая перепалка. Кику выступила в поддержку сына, и под натиском этой парочки Джиро угрюмо ретировался на ближайшее дерево. «Занятно, – заметил Сакамаки, – что мама все еще заступается за крупнейшего представителя стаи». Похоже, у бонобо даже альфа-самцы могут быть частично обязаны своим положением пробивным мамочкам. Минут через сорок визги возобновились, но уже по другому поводу: шипохвост (планирующий грызун вроде белки-летяги) удирал по стволу дерева от окруживших его бонобо. Вот обезьяны почти схватили его – но тут шипохвост подпрыгнул повыше и улетел.
А мы заметили второго – он притаился на другом дереве, всего в пяти метрах от ничего не подозревающего бонобо Джеуди. Шипохвост с розовыми ушами и бледными глазами застыл на ветке, ничем не выдавая себя. Но его все-таки заметили – и группа бонобо стала подтягиваться ближе, издавая хищные угрожающие крики. Один бонобо полез наверх, с трудом выискивая зацепки. Шипохвост тут же, словно геккон по гладкой стене, взбежал метров на шесть. Когда же кровожадные обезьянки все-таки окружили беднягу, маленький грызун сиганул в воздух и, планируя между ветками, ускользнул. Ни мы, ни бонобо так и не увидели, где он приземлился. «Они редко охотятся, – объяснил Сакамаки, – так что вам очень повезло». Таким образом, еще до полудня первого дня в Уамбе мои представления о бонобо уже были далеки от хрестоматийных «хиппи»: они охотились, ссорились – и никакого секса. Жизнь на воле – это вам не питомник.
Секрет мира в стае.
Вообще, о существовании бонобо ученые узнали относительно недавно. В 1927 году бельгийский зоолог Генри Шоутеден изучил череп и шкуру занятного животного, предположительно взрослой самки шимпанзе из колонии – Бельгийского Конго. В отчете он написал, что череп был «на удивление мал для животного таких размеров».
Через год немецкий зоолог Эрнст Шварц осмотрел коллекцию Шоутедена и измерил этот череп, а также два других и заключил: они должны принадлежать отдельному виду приматов, живущих исключительно на левом берегу реки Конго. Шварц объявил о своем открытии в работе, которую так и назвал: «Шимпанзе с левого берега реки Конго». Вскоре приматов левого берега признали отдельным видом и присвоили им современное название, Pan paniscus. Еще их прозвали «карликовыми шимпанзе», хотя по габаритам они почти не уступали обычному, широко известному шимпанзе Pan troglodytes. Однако бонобо поизящнее, ноги у них длиннее, а головы меньше относительно размеров тела. В среднем взрослые самцы и самки бонобо попадают примерно в одну весовую категорию с самками шимпанзе. Сегодня ученые стараются избегать термина «карликовый шимпанзе» – чтобы подчеркнуть, что бонобо все-таки не является уменьшенной версией кого-то другого.
Разнообразные и частые сексуальные контакты – широко применяемая социальная технология, сохраняющая доброжелательность в среде бонобо. «Шимпанзе решают сексуальные проблемы силой; бонобо решают силовые проблемы сексом», – говорит де Вааль.
Когда стаей руководят самки.
Сексуальность – не единственное серьезное различие между бонобо и шимпанзе, хотя, вероятно, она связана с другими отличительными признаками видов. Наивысшее общественное положение у бонобо занимают не самцы, а самки, и добиваются они авторитета скорее благодаря любезности в общественных отношениях (в том числе ласкам между самками), а не за счет драк и заключения временных альянсов, как делают самцы шимпанзе. И еще – сообщества бонобо не ведут жестоких войн с соседями.
Они отправляются за едой в дневное время стабильными и крупными группами в 15, а то и в 20 особей, передвигаясь от одного источника пищи к другому. На ночь бонобо устраиваются в гнездах поблизости друг от друга, предположительно в целях безопасности. Их рацион, во многом такой же, как у шимпанзе, – фрукты, листья, немного животных протеинов, когда удается кого-то поймать, – имеет одно существенное отличие. Бонобо едят самые разные травянистые растения, доступные в любой сезон, – от высоких жестких стеблей до крахмалистых клубней.
Питательные побеги, молодые листья и сердцевины стеблей богаты протеинами и сахарами – так что бонобо располагают прак-тически неистощимым источником пищи. А поскольку у них не бывает черных дней, голода, то не возникает и столь острого соперничества за еду, как у шимпанзе. От различий перейдем к общему: оба вида являются ближайшими родственниками Homo sapiens.
Около семи миллионов лет назад где-то в лесах экваториальной Африки жил прото-примат, который был нашим общим предком. Затем человеческая ветвь отделилась, а примерно 900 тысяч лет назад разделились и две ветви приматов. Никто не знает, к кому был ближе их последний общий предок по анатомии и поведению – к шимпанзе или к бонобо. Между тем ответ на этот вопрос мог бы кое-что прояснить и в нашей собственной истории. Ведем ли мы свой род от длинной родословной миролюбивых, сексуально активных и матриархальных обезьян или же наследуем воинственность, избиение младенцев и патриархат? Другой не менее интересный вопрос: что такого произошло в эволюционной истории, что сделало Pan paniscus столь самобытным существом? У Ричарда Рэнгема есть гипотеза. Рэнгем – известный биологический антрополог и профессор Отделения эволюционной биологии человека в Гарварде, более 40 лет изучающий приматов в дикой природе. Его работа с шимпанзе началась с докторского исследования в танзанийском национальном парке Гомбе-Стрим в начале 1970-х и продолжается в национальном парке Кибале в Уганде. Рэнгем рассказал о происхождении бонобо в статье 1993 года, а еще через три года – в популярной книге «Демонические самцы» (Demonic Males), написанной в соавторстве с Дейлом Питерсоном. Важный пункт его гипотезы: последние миллион, а то и два миллиона лет на левом берегу реки Конго не было горилл.
В отсутствие горилл.
Причины исчезновения горилл неизвестны – а вот последствия довольно ясны. На правом берегу реки, где гориллы выжили, они питались в основном травой, а шимпанзе довольствовались фруктами и листьями деревьев, иногда мясом. Шимпанзеподобные же животные с левого берега, избавленные от соседства горилл, ели за двоих – им доставался рацион обоих видов. «Вот в этом все дело, – говорит Рэнгем, – так и появились бонобо».
Левобережные существа подкреплялись богатым рационом шимпанзе, когда он был доступен, довольствовались скромной пищей горилл в остальное время – и всегда жили в сытости. Их большим сообществам не приходилось разбиваться на маленькие нестабильные банды, которые на правом берегу постоянно создаются и распадаются – лавируя между бандами, каждый шимпанзе пытается урвать свой кусок ценной и не всегда доступной пищи. Это судьбоносное различие в стратегии поиска пропитания и сформировало социальное поведение, считает Ричард Рэнгем. Относительная стабильность групп означает, что уязвимые особи всегда могут рассчитывать на поддержку союзников, находящихся поблизости. Эта ситуация сводит к минимуму битвы за доминирование и драки. «В частности, – продолжает профессор, – самки могут рассчитывать на помощь других самок, а не только самцов, чтобы защититься от тех, кто захочет на них напасть».
Другой результат стабильности групп, замечает Рэнгем, связан с сексуальными ритмами самок бонобо. Обстоятельства не обязывают их, в отличие от самок шимпанзе, во время регулярных коротких промежутков времени представлять себя в самом привлекательном свете и готовыми к спариванию со всеми возможными самцами. «Если вы – бонобо и живете в более многочисленной и стабильной группе, то можете позволить себе более продолжительный период полового набухания», – говорит Рэнгем. Самке бонобо не нужно привлекать толпы безумно возбужденных самцов в течение короткого периода времени. Она постоянно привлекательна, постоянно готова. А значит, рассказывает ученый, для самцов становится менее важной конкуренция за доминирование и самок. Таким образом, согласно гипотезе Рэнгема, знаменитые дружелюбие и сексуальность в социальной жизни бонобо являются следствием доступности рациона горилл, не съедаемого самими гориллами.
Но почему же на левом берегу нет горилл? Рэнгем предложил сценарий, по его же словам умозрительный, но правдоподобный. В экваториальных долинах по обоим берегам реки Конго исчезла травянистая растительность – среда обитания горилл. Шимпанзе могли выжить, отыскивая фрукты в лесу, – но гориллам правого берега пришлось искать пристанища на высоте, у вулканов Вирунга к северо-востоку от засушливых земель и в горах Шайю на западе. А вот на левом берегу таких пристанищ вообще не было – из-за плоского рельефа. Так что горилл, если они вообще когда-нибудь жили на левом берегу, могла убить засуха в эпоху плейстоцена.
Поведение бонобо – исключение из исключений, оно уникально для приматов. И никто из исследователей не описывал его с большей тщательностью, чем супруги Готфрид Хохман и Барбара Фрут, ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге. Они более 20 лет изучали бонобо в дикой природе, приступив к исследованиям в 1990-м, в местечке Ломако в северном Конго. Непрерывные сезоны полевых работ приостановила лишь война, разразившаяся в 1998 году. Тогда Хохман и Фрут основали новый лагерь немного южнее, в Луи-Котале, в прекрасном лесном районе прямо у границы национального парка Салонга. Ученые договорились с местными жителями, которым по традиции принадлежала эта часть леса: за денежное вознаграждение те согласились не охотиться и не вырубать деревья. Чтобы попасть в Луи-Котале, нужно приземлиться на травянистой посадочной полосе, идти пешком около часа до деревни, отдать дань уважения старейшинам – а затем шагать еще пять часов. После этого в долбленом каноэ нужно пересечь реку Локоро, подняться по черной воде, взобраться на крутой берег – и вы очутитесь в уютном, простом лагере из крытых пальмовыми листьями навесов и палаток, с двумя солнечными батареями, от которых питаются компьютеры. Хохман вернулся сюда в июне прошлого года – и был чрезвычайно рад снова оказаться в лесу после слишком долгих месяцев, проведенных в кабинете в Лейпциге. Этот голубоглазый крепкий 60-летний мужчина давно привык к перипетиям полевой приматологии. На маршруте я изо всех сил старался не отстать от него – в своем темпе я бы шел семь часов вместо шести.
Любвеобильные и кровожадные.
Однажды утром мне пришлось встать спозаранку вместе с двумя молодыми волонтерами Тимом Льюис-Бейлом и Соней Траутман. Мы добрались до гнезд бонобо в 5:20 утра – прежде чем сонные животные стали шевелиться. Льюис-Бейл и Траутман встали каждый под деревом с гнездом, собрали мочу обезьян для анализов – и только после этого мы пустились в утреннюю погоню за стаей. Тем же днем мы с Хохманом сидели под одной из плетеных крыш и обсуждали поведение бонобо. Мало кто из исследователей видел, как охотятся бонобо, а несколько написанных отчетов в основном рассказывают о небольшой добыче вроде шипохвостов (да и то только в лагере Уамба) или детенышей карликовых антилоп дукеров.
Казалось: если бонобо и получают животные протеины, то в основном от насекомых и многоножек. Но на деле на воле бонобо оказались не такими уж безобидными хиппи. Фрут и Хохман сообщили о девяти случаях, когда бонобо в Ломако охотились. В семи из них фигурировали крупные дукеры (длина тела взрослых особей – от 55 до 110 сантиметров), которых обычно хватал один бонобо, разрывая еще живой жертве живот, поедая внутренности, а затем разделяя остальное мясо. За последнее время здесь, в Луи-Котале, ученые зафиксировали еще 21 случай охоты. Двенадцать раз охота увенчалась успехом, и жертвами стали восемь взрослых дукеров, один примат галаго и три обезьяны других семейств.
Итак, бонобо охотятся на других приматов. Хохман уверяет: это обязательная часть их рациона. «Я бы показал Франсу такое поведение, которое он бы даже не предположил у бонобо», – говорит Хохман, имея в виду Франса де Вааля, изучавшего бонобо в неволе. Да, объясняет Хохман, в репертуаре бонобо имеется большое разнообразие сексуальных актов, но, по словам ученого, «содержание в неволе невероятно преувеличивает подобное поведение; в дикой природе бонобо ведут себя иначе – и должны вести себя иначе, – потому что они очень заняты выживанием, поисками еды». Хохман и Фрут оспаривают и другие устоявшиеся представления. Например, они не согласны с тем, что общество бонобо держится на сестринстве и связях между самками, – супруги считают, что связи матерей с сыновьями никак не менее существенны. Также они утверждают, что бонобо проявляют агрессию по отношению друг к другу. «Может, агрессия редка и сдержанна, – говорит Хохман, – однако от этого она не менее важна. Подумайте, сколь трудноуловимой может быть человеческая агрессия. Вспомните, что один акт насилия, даже предполагаемый, может годами оставаться в человеческой памяти. Я считаю, что эта мерка применима и к поведению бонобо».
Неужели среди дружелюбных бонобо и вправду бушуют страсти? Ответ на этот вопрос нам дает гормональное исследование доктора Мартина Сарбека. Анализируя образцы мочи и фекалий, как те, что утром собрали Льюис-Бейл и Траутман, Сарбек обнаружил высокий уровень кортизола – гормона, связанного со стрессом, – у некоторых самцов бонобо. Содержание кортизола было особенно повышено у высокоранговых самцов в присутствии возбужденных самок. Думая о причинах этого, Сарбек предположил: высокоранговый самец бонобо все время балансирует, как на канате. Недостаточно мужественный потеряет поддержку самцов. Чрезмерно агрессивный не понравится властным самкам. Получается, жизнь самцов бонобо – постоянный стресс. Хохман заключает: бонобо избегают неприкрытой агрессии и насилия, но они отнюдь не беззаботны. В стае хватает проблем – только конфликты они частенько решают социосексуальным поведением.
По международной классификации бонобо – вид, находящийся под угрозой вымирания. Хотя их защищает законодательство Демократической Республики Конго, животные продолжают страдать от браконьерства и сокращения ареала. Предположительно, в дикой природе остается 15–20 тысяч бонобо. Часть вида скрывается в заповедниках, таких как национальный парк Салонга и резерват Ломако-Йококала, где животных охраняют лучше или хуже в зависимости от местных условий – нанимаются ли охранники, тренируют ли их, выплачивают ли им жалованье, снабжают ли оружием, подходящим для противостояния браконьерам.
С Джоном и Терезой Харт, специалистами по охране природы, мы встретились в Киншасе и полетели в Кинду, административный центр на востоке Конго, на западном берегу Луалабы (так называют верхнее течение Конго), которая является восточной границей ареала бонобо. В Кинду мы наконец получили разрешение на маленькую пятидневную экспедицию по ТЛ2. Охраняемый регион ТЛ2 – Тшуапа-Ломами-Луалаба – огромный проект, над которым сейчас вместе с молодыми местными сотрудниками и многочисленными конголезскими партнерами работает чета Хартов – опытные исследователи, впервые приехавшие в бассейн Конго в начале 1970-х.
Проектируемый охраняемый регион должен охватывать три реки Восточного Конго и защищать не только бонобо, но также лесных слонов, окапи из семейства жирафовых и любопытный, совсем недавно открытый вид обезьян – Cercopithecus lomamiensis . Четыре часа вечера – поздновато для старта, но мы не хотели терять еще один день и сели в большое долбленое каноэ, пока чиновники не передумали. К нам присоединились двое конголезских коллег, которые пользуются доверием Хартов, иностранный биолог, а также полковник с солдатом (оба с автоматами Калашникова) в качестве военного эскорта. В последний момент к группе приставили наблюдателя из управления иммиграции. Он был обут в туфли и нес в чемодане сменные рубашки.
«...Экспедиция продлится дней 30, и вам придется помогать нам охотиться на крокодилов» , – подтрунивал над ним Джон, когда мы вышли в фарватер Луалабы. Река была бурой, спокойной, шириной в 900 метров. Солнце, утопающее в пыльном воздухе засушливого сезона, походило на огромный желток с кровью. Пара пальмовых грифов пролетела над нашими головами, а на востоке стайка крыланов кружила над своим насестом. Сумерки быстро обернулись темнотой, и река светилась, отражая растущий месяц. Похолодало – мы надели куртки. Джон посетовал, что в ТЛ2 браконьеры все еще истребляют бонобо и часто привозят тушки на рынок на велосипеде. А если дать ТЛ2 статус национального парка, законодательно запретить охоту, добиться поддержки местных жителей и поставить охрану всего в паре контрольных пунктов, нелегальную торговлю можно прекратить. Этот регион обладает огромным потенциалом, но с существующими трудностями нелегко справиться даже такому неутомимому и опытному человеку, как Джон Харт. Нынешняяя Демократическая Республика Конго сильно пострадала за 70 лет бельгийской колонизации, затем последовали 30 лет диктаторства Мобуту, окончившиеся войной. А проблема бонобо в том, что эта беспокойная страна – единственное место в мире, где они обитают.
Рептилии