Нередко на улицах можно видеть людей в мрачной темной одежде с необычным макияжем, в котором активно используется черный цвет. Этих странных людей называют готами. Их украшения с черепами, цепями, скарабеями, крестами и иной символики загробного мира порой могут покоробить. Но это всего лишь способ заявить о себе.
Своими корнями этот стиль уходит в далекое средневековье - один из самых мистических и таинственных периодов в истории. В те времена тоже носили похожие украшения. Есть стили, которые, возникнув и пережив звездный час, спустя десятилетия или столетия возвращаются и вновь становятся популярными, каждый раз что-то повторяя, а что-то меняя. Именно к таким относится готика. В основе каждого стиля лежит определенная философия. Готика произрастает из философско-религиозных представлений прошлого.
Что же собой представляет этот одновременно старинный и новый стиль? На сегодняшнем этапе он подпитывается темными энергиями, связанными с потусторонним миром, вампиризмом - изображением «глаза Ра», пентаграммы, летучих мышей, распятий, черепов, гробов, крестов и пр. Они подчеркивают необычность, брутальность, агрессивность его поклонников. Однако в этом стиле есть и украшения романтической направленности.
Сегодня дизайнеры, сочетая готическую культуру средневековья с современными направлениями, создают обновленный стиль в искусстве ювелирных украшений.
Направления в ювелирной готике
Ряд известных брендов, таких как французские Christian Dior и Akillis, а также российский Gourji, создают коллекции в готическом стиле. Вообще-то, под этим понятием кроется несколько направлений, порой соперничающих между собой.
Одно из них - это изделия Victorian goth, Renessance, Antiquity, Romantic. Пожалуй, самые изящные и роскошные. И хотя это несколько странно, но они тоже - ответвления мрачной готики. В этих изделиях активно применяют белые металлы. Оправы из платины, белого золота и серебра контрастируют с тяжеловесными яркими кристаллами - сапфирами, алмазами и пр. Как и раньше, украшения делают массивными, используя крупные кристаллы. Роскошь в сочетании с мрачными, зловещими символами смерти создает ореол мистики и тайны. Именно поэтому эти изделия так популярны.
Androgyn Goth - украшения унисекс, подходящие как мужчинам, так и женщинам: шипы, бандажи, ошейники, кольца с соответствующей символикой.
К Fetish Goth, прежде всего, относят предметы направленности фетиш: цепи, наручники, бандажи и ошейники с многочисленными шнуровками и символами, связанными с колдовством, потусторонними силами и т.д. Здесь обычно не используют дорогие металлы, но яркие камни присутствуют, часто искусственные.
А Vampyre Goth включает украшения вампирской направленности, которая ассоциируется с загробным миром, темными силами. На изделиях изображаются летучие мыши, знак бессмертия и бесконечности «анкх», паутина и прочая символика.
Что носили в средневековье?
Мы перечислили сегодняшние ответвления ювелирной готики. В средневековье также носили готические украшения. В изготовлении украшений в средние века использовали цепи, украшенные подвесками с крупными камнями, пряжки с камнями и религиозной символикой, а также аграфы (застежки), их преподносили возлюбленным, поэтому они украшались любовными символами - пронзенными сердцами, розами и пр. Массивные перстни украшали драгоценными кристаллами и эмалями с религиозными символами.
Однако готика понятие широкое. Атрибутами настоящего готического стиля, кроме вышеперечисленного, являются также короны, мечи, щиты и др. Использовали в готике бархат, кожу, кружева и жемчуг. Бриллианты и белый жемчуг на черном бархате и кружевах выглядят очень эффектно…
Кому подходят украшения в готическом стиле?
Такие украшения предполагают определенный стиль в одежде, прическе, макияже и т.д. Подобные изделия прекрасно сочетаются со средневековыми мотивами в одежде. Поэтому стоит тщательно продумать свой образ и решить, готом какого направления хотите стать и в каких случаях уместно все это носить. Хотя, как мы упоминали, есть также украшения, позволяющие более свободно подходить к выбору антуража.
Считается, что готический стиль, прежде всего, подходит для уверенных в себе мужчин и роковых женщин, ну и, конечно, для молодых и дерзких, держащих руку на пульсе современных модных тенденций и следующих им. Стилизация - одна из главных черт современной моды.
Хотя психологи утверждают, что готикой увлекаются люди, имеющие массу психологических проблем, комплексов, склонных к депрессии и даже суициду. Одновременно некоторые исследования доказывают, что эта субкультура помогает таким людям вписаться в социум.
Как бы там ни было, изделия в этом стиле, опирающиеся на традиции средневековья будут популярны во все времена, ведь тяга людей к тайне и мистике неистребима.
(Византия, Западная Европа)
Период раннего средневековья Европы V – XI вв. характеризуется господством натурального хозяйства, общей децентрализацией всех экономических и политических связей, ослаблением центров ремесла и торговли – городов, что привело к деградации техники и ремесла, в том числе и ювелирного, уменьшению доступа в Западную Европу драгоценных материалов. Заметно меняется и сам ассортимент ювелирной продукции: резко сокращается использование ювелирных украшений в светском костюме, что в значительной мере связано с господством характерных для раннего средневековья идей теологии «о греховности человеческого тела». Основным типом светского украшения становится пряжка-фибула для плаща. Происходит упрощение формы и декорировки ювелирных изделий. Огрубляется техника ювелирного производства, утрачиваются наиболее сложные технические приемы. Позднее, в эпоху готики (XII – XIV вв.) наиболее распространенными украшениями становятся кольца и перстни, которые порой надевали по 4-5 на одну руку, а также подвески к поясу (символ хозяйственности – ключ и дар суверена – жалованный грош); носили также разнообразные пряжки, металлические пуговицы и ароматники. Что касается колец, то они различались по назначению. В XII веке уже известны помолвочные кольца, их носили в паре или порознь, передавая второе кольцо избраннику или избраннице. Перстни-печати широко использовались гонцами для подтверждения своих полномочий. В зависимости от дохода владельца все эти вещи выполняли из разных материалов: меди, бронзы, серебра или золота. Их украшали эмалями, цветным стеклом или цветными камнями. Ювелирные изделия становятся в это время не просто средством демонстрации богатства, в них ценили тщательность исполнения, фантазию мастеров. Сюжеты композиций на разнообразных медальонах и пряжках к рыцарскому поясу или дамскому платью, находят самые прямые аналогии с готической церковной скульптурой. Линейный узор, господствовавший в орнаментации на протяжении всего XII века, к середине XIII века сменяется пышным готическим в виде свободно вьющихся растительных ветвей, цветов розы, шиповника и остролиста. Развиваются и технические средства художественной выразительности.
Сокровища средневековья. Византия (395 – 1467). После распада Великой империи под ударами варваров секреты ювелирного производства и резьбы по камню сохраняются на ее восточных территориях – в Византии, которая почти на целое тысячелетие становится центром культуры христианского мира, оказав огромное влияние на развитие культуры многих стран Европы, в том числе Древней Руси, с которой Византия постоянно поддерживала тесные политические и культурные связи.
В работах византийских мастеров традиции античного искусства органично сплетаются с орнаментальностью, декоративизмом и полихромией, характерными для искусства Востока.
Если искусство Византии конца IV – начала VII веков отмечено мощным влиянием культуры античного мира, то, начиная с VII века, все более заметным становится влияние традиций Востока. Роскошь двора императора, подобная пышным дворам восточных владык, требовала нового, более представительного окружения. Вещи этого времени отличает особое великолепие. Вместе с тем сюжетная сторона произведений сохраняет христианскую символику. Украшая их, ремесленники используют сложные технические приемы, включая инкрустацию, золотую насечку, чернение, эмаль, в том числе драгоценную перегородчатую, требовавшую особого мастерства; не даром ее по праву считают высшим достижением художественного ремесла Византии. Эмали византийских мастеров, ранние образцы которых относят уже к VI веку, отличает высокий уровень исполнения, яркость цвета и блестящая, хорошо отшлифованная поверхность. Искусство перегородчатой эмали, расцвет которой относят к X – XII вв., было созвучно мировоззрению средневекового общества. Господство чистых и ярких цветов, блеск золотых перегородок и фона оставляли впечатление бесплотности и обобщенности изображаемого, это как бы повторяло черты, характерные для живописи Средневековья.
Столица Византийской империи – Константинополь, благодаря своему географическому положению, стала наряду с Багдадом и Каиром крупнейшим рынком предметов роскоши. Обилие драгоценных материалов стекалось сюда. Здесь было развито искусство обработки драгоценных и поделочных камней. Мастера Византии блестяще владели искусством глиптики. В изобразительных мотивах камей и произведений мелкой пластики на смену запрещенным церковью языческим мотивам приходят христианские образы. Сами камеи в это время довольно часто использовались для украшения более крупных вещей – панагий, образков, икон, декоративных сосудов. В качестве материала для изготовления камей резчики Византии часто использовали и довольно твердые камни- разнообразные яшмы, нефрит, агат, оникс, хризопраз, аметист, лазурит и даже сапфир.
Ювелирное дело Западной и Центральной Европы VI – XIV вв. К раннему средневековью относятся предметы кладов из Германии, Скандинавии, румынской Петроасы и Сент-Надь-Миклоша (Венгрия VIIв.). В них представлены крупные золотые бляшки и фибулы геометрической и зооаморфной формы с характерным для европейского искусства этого времени украшением огрубленной сканью, холодной эмалью красного цвета, стекла и обилием галек темно-красных альмандинов. Украшения, связанные с Балтийским регионом и Северной Европой, часто декорированы янтарем; орнаменты резных и кованных изделий из серебра в это время носят геометрический характер.
Значительных успехов ювелирное искусство Европы достигло в XII – XIV веках, в период господства готического стиля. Уже в XII веке крупные центры ювелирного производства сложились в таких центрах ремесла и торговли средневековой Европы как Париж и Лимож с его знаменитыми эмалями а также в городах по рекам Рейн и Мааза, и в итальянских – Сьенне, Флоренции и Венеции.
Расширяется круг потребителей ювелирной продукции. Наступает пора рыцарства, торжественных турниров, поэзии менестрелей и галантного поклонения даме. Рыцарский и городской костюм приобретает некое подобие изящества, а ювелирные украшения становятся непременным элементом парадного костюма не только светской и церковной аристократии, но и мелкого рыцарства, горожан – купцов и зажиточных ремесленников.
С развитием межрегиональной торговли в Средиземноморье и на Балтике в XII – XV вв. в Европу поступают восточные самоцветы. Увеличивается добыча ювелирного сырья – камней, золота, серебра и в самой Европе – в Саксонии, Богемии, Моравии, Венгрии. Широкое распространение получают пиропы Среднечешских гор и янтарь Балтики. На протяжении XIV и XV веков в Центральной и Западной Европе заметно выросла культура обработки цветного камня. С 1327 года в Брейсгау (Германия) начали работать шлифовальные мельницы с ручным и водяным приводом, в 1350 году такая же мельница была построена в Праге, в 1385г. – в Нюренберге; на базе местных агатов возник камнеобрабатывающий промысел в Идар-Оберштайне.
В условиях расширения рынка ювелирных товаров для упорядочения обращения драгоценных металлов некоторые европейские города и целые регионы Центральной и Западной Европы впервые вводят клеймение изделий из серебра, осуществлявшиеся под надзором официальных властей. Первой клеймить продукцию златокузнецов начала в 1180 году администрация Лондона.
Мир хранит ряд выдающихся произведений ювелирного и камнерезного искусства XII – XIV веков.
Замечательными памятниками искусства чешских камнерезов сер. XIV века служит убранство решетки капеллы Св. Креста а Карлштейне самоцветами Рудных гор, а также облицовка капеллы св. Вацлава в соборе св. Вита в пражских Градчанах, где использованы самоцветы из-под Турнова.
Значительное место в ювелирных композициях готики отводится пышной растительной орнаментации. Их часто украшают жемчуг, горный хрусталь, аметисты, топазы, гранаты и турмалины. Одним из лучших произведений поздней, или «высокой» готики в ювелирном искусстве Европы является брачная корона английской принцессы Бланки, выполненная между 1370 и 1380 годам. Сверкающие, устремленные вверх линии золотого остова короны, напоминающие неврюры сводов готических соборов, декорированы гирляндами золотых листьев, расцвеченных рубинами, сапфирами и аметистами в сочетании с обилием молочно-белых жемчужин.
Контрольные вопросы
1. Дайте краткую характеристику применения драгоценных металлов и ювелирных камней в работах мастеров Европы VI – XI вв.
2. Какие ювелирные камни чаще всего встречаются на ювелирных изделиях работы европейских мастеров эпохи готики (XII – XIV вв.)?
3. Определите характерные черты работ мастеров Византии V – XIV вв.
ГОТИКА
В готическую эпоху ювелирное дело занимает одно из ведущих мест среди художественных ремесел. Однако большая часть ценнейших памятников этого времени не сохранилась. Многие шедевры средневековых мастеров подверглись переплавке или были уничтожены в периоды крестьянских восстаний, войн и революций. Несколько лучше ситуация с памятниками культового назначения, к которым современники отнеслись с большим пиететом. Особенно пострадали светские произведения. О них мы знаем по различным сохранившимся изображениям и документам.
Драгоценности Готической эпохи (13-15 вв)
Во времена готики знаком интимных отношений стало и кольцо. Здесь также доминируют мотивы сплетенных рук и пылкие изречения. Широкое распространение имели кольца с религиозной тематикой, выполненной гравировкой.
Особые кольца вручались Церковью высшим иерархам при вступлении в должность- епископские или пастырские кольца. Они известны с Х века. Как правило, их носили поверх перчатки, на безымянном пальце правой руки. В позднем средневековье кольца как украшения входят в моду, тогда и благородное дворянство, и зажиточное бюргерство, и высшее духовенство носят по несколько колец одновременно. С ХII века носить пастырские кольца разрешалось некоторым, а с ХV века всем настоятелям. Вплоть до позднего средневековья пастырское кольцо представляло кабошон, позднее в окружении мелких камней. В ХV - ХVI веках появляются папские кольца, в массивной оправе из золоченой бронзы, с символами евангелистов и папскими регалиями. Сходную функцию выполняли серебряные кольца с изображениями святых и гравированными надписями, которые уносили из вечного города на родину благочестивые паломники. В готическую эпоху существовало множество колец-печаток, так как не только дворянство и рыцарство, но также бюргерство и даже крестьяне имели собственные гербы. С глубокой древности камни окружала атмосфера загадочной тайны. Как и звезды, камни по средневековым представлениям оберегали человека от болезней и несчастий. Известно, что Иван Грозный особенно почитал сапфир, так как ему приписывалось свойство защиты от ядов. Камни ценились за величину и насыщенность цвета, которые усиливали их охранительные возможности. В соединении с кольцом как древним символом власти и таинственной силы, камни в эту эпоху снискали самое широкое распространение.
Прекрасные образцы работы бургундских ювелиров ХV века представляют аграфы из золота с эмалями. Они украшались сюжетными мотивами из Библии, изображениями сказочных животных и птиц, женскими образами и цветами. Для позднеготических аграфов характерен высокий эмалевый рельеф, преимущественно с религиозной тематикой декора. Но это не означает, что эти украшения носили только представители духовенства.
Тогда же, в позднеготический период, появляются серебряные поясные пряжки с рельефным узором, оттененным чернью и эмалью и тонким ажурным орнаментом из побегов и листьев.
Несравненно меньшее внимание готические ювелиры уделяли подвескам. Самые ранние из сохранившихся были круглыми и плоскими. Они украшались цветными драгоценными камнями, жемчугом и эмалью. Прежде всего, они отражали религиозные чувства их владельцев. Лишь с ХV века встречаются изделия иных, более пластичных очертаний. Самыми любимыми материалами были слоновая кость и перламутр, на которых вырезали рельефное изображение Христа или Мадонны с младенцем.
В эти годы художественные центры продолжают развиваться как в монастырях так в городах. Ещё до начала правления Людовика IХ ювелиры из мирян основали одну из главных парижских ювелирных корпораций. Одно из входящих в неё объединений - "Братство Св. Элигия", сохранило в названии память о знаменитом ювелире короля Дагобера. Фламандец Гийом де Рюбрюк, посланный к монгольскому хану, по прибытии ко двору восточного владыки встретил там парижского ювелира Гийома Буше, уже давно работавшего при ханском дворе.
В ювелирном искусстве готики сохраняется всеподчиняющее влияние архитектуры. Ювелиры теперь не только вдохновляются архитектурными формами, но часто копируют конкретные памятники ХIII века, сочетая различные техники: литьё, штамповку, чеканку, золочение, гравировку, тиснение. Особое изящество таким изделиям средневековых ювелиров придают разнообразие фактур и легкий ажурный декор.
Большим авторитетом у мастеров прикладного искусства в готическую эпоху пользуется скульптура. В убранство реликвариев часто включаются и мелкие рельефные фигурки, и круглая малая пластика. Так, в декор короны из позолоченного серебра, поднесенной Людовиком Святым в дар доминиканскому монастырю в Льеже около 1265 года, включены фигуры ангелов. Подобные скульптурные украшения имеют и другие ювелирные произведения этого времени: епископские и аббатские посохи со сценами "Благовещения" или "Коронования Марии", знаменитая статуэтка Богоматери из позолоченного серебра; дар Жанны д’Эвре, вдовы Карла IV Красивого в аббатство Сен-Дени в 1339 году.
В декоре оправ античных камей на цветных камнях: сапфире, аметисте, горном хрустале, и крестов излюбленным мотивом остается филигранный завиток. Своеобразный жанр ювелирного искусства в этот период представляют золотые чеканные монеты. Простота их композиций, обусловленная характером геральдического искусства, во многом способствовала развитию особенной выразительности декора.
Первоклассными изделиями славилось эмальерное искусство долины Мааса. Создававшие их мастера до второй половины ХIII века сохраняли традиции романского периода. Все большее распространение, в том числе и в соседних странах, получают прославленные лиможские эмали. Ассортимент изделий лиможских эмальеров чрезвычайно разнообразен: жезлы, реликварии в форме ларцов, голов и полуфигур, кресты, книжные оклады, медальоны для украшения ларцов. Часто, как уже говорилось выше, реликварии выполнялись в форме здания с островерхой кровлей. Очень интересны лиможские жемельоны - плоские чаши для ополаскивания рук. Тематика их декора чрезвычайно многообразна; религиозные сюжеты, куртуазные мотивы, музыкальные концерты, сцены охоты и поединки, геральдические орнаменты. Фоном, как правило, служил стилизованный растительный орнамент.
Особой привлекательностью отличаются средневековые перегородчатые эмали по золоту. Так оформлялись пластины в виде четырёхлопастной розетки, которые использовались как застежки на верхней одежде, и пиксиды для облатки. Тонкий золотой растительный орнамент, стелящийся по поверхности, гармонично перекликался с золотом фона, осложненным цветными прозрачными эмалями, которые впервые стали производиться в Италии.
Исторические описи свидетельствуют о том, что в ХIV - ХV веках монархи и феодальная знать владели большим количеством золотой и серебряной посуды. Это сосуды в форме ладьи, в которые укладывался столовый прибор и стакан. Известно, что король Карл V и его брат Жан, герцог Беррийский покровительствовали ювелирам и делали много заказов на культовые предметы - золотые потиры с эмалями. Французские мастера золотых дел в течение ХV века делали также удивительно реалистичные произведения круглой пластики.
В христианском мире среди культовой утвари в ходу были реликварии в форме головы. Они изготовлялись повсюду - от Испании до России, в Польше, Австрии и Италии. Англия славилась серебряной посудой, уничтоженной в период Реформации. В Германии тоже изготавливали реликварии, но наибольшую славу получили светские изделия германских ювелиров. Здесь был создан тип кубка с крышкой, чаща которого украшалась выпуклым чеканным орнаментом.
Готические традиции сохранялись в западноевропейском ювелирном искусстве до начала ХVI века, а в некоторых странах и до его конца, но вплетение в декор античных мотивов свидетельствовало о начале формирования нового стиля.
С изменением социальной структуры общества в Европе, в результате появления рыцарского сословия, сделавшего средоточием своих интересов культ служения прекрасной даме и возвышенную любовь, значительно изменился характер ювелирных изделий, особенно украшений. Одними из первых новациям подверглись костюмные украшения - застежки. Вместо них женщины стали использовать изящные аграфы, соединяющие отвороты шейного выреза. Такие подарки рыцарей своим возлюбленным часто украшались любовные надписями и девизами. В декоре этих предметов часто встречаются мотивы сплетенных рук, пронзенных сердец, цветов, ключей или хрупких ажурных венков из листьев. В ХIII веке преобладают аграфы из золота, а в ХIV веке - серебряные "череночки", как их первоначально называли в Германии.
Ювелирные изделия очень широко использовались и в других ранних цивилизациях, например в текстах Ветхого и Нового завета уже упоминается несколько драгоценных камней. Греки и римляне отдавали предпочтение декорированным золотым украшениям, питая меньше симпатии к драгоценным камням, хотя среди римлян были популярны резные камни в виде камей. Они же первыми стали использовать алмазы. В так называемые «темные века» был создан ряд действительно прекрасных ювелирных изделий, таких, как кресты, броши, гребни, украшенные самыми разными камнями. Ювелирные изделия существовали при всех известных цивилизациях, и оригинальные стили возникли, например, у ацтеков в Мексике, у инков в Перу, у китайцев в период династий Хан, у ашанти и их предшественников в Западной Африке. Следует сказать, однако, что До сравнительно недавнего времени заметных достижений в области производства новых искусственных камней не отмечалось.
Огранка камней была впервые введена в Европе в XVI в., и это постепенно привело к тому, что бесцветные камни, довольно невзрачные при обработке в виде лишенного граней кабошона, стали завоевывать популярность. Слово «кабошон» восходит к древнефранцузскому caboche - голова. Хотя цветные, и особенно красные, камни сохранили свою ценность, примерно с XVI в., вероятно во времена правления короля Генриха VIII, широкую популярность приобретает алмаз.
В средние века драгоценные камни наделяли почти магическими свойствами. В своем великолепном сочинении «Очерк о происхождении и свойствах камней», написанном в 1672 г., Роберт Бойль говорит: «Не подлежит сомнению, что редкость, блеск и ценность камней послужили причиной того, что во все времена они считались самыми прекрасными и самыми изысканными созданиями природы».
Бойль был склоиеи верить в то, что камни могут исцелять от болезней: «Мие самому никогда не приходилось наблюдать какое-либо проявление могущества этих твердых и дорогих камней (алмазов, рубинов, сапфиров), которые обыкновенно носят в кольцах. Но, принимая во внимание, что лекари иа протяжении стольких веков считали обязательным добавлять кусочки драгоценных камней в некоторые из самых лучших лекарств от болезней сердца, а также что многие известные представители этой профессии, в том числе лично знакомые мне, писали или говорили мие о замечательном действии некоторых камней (особенно хрусталя"), свидетелями которого им доводилось быть... я не могу сразу отвергнуть все те целебные качества, которые традиция и люди приписывают этим благородным минералам».
Бойль верил, что измельченные камни, добавленные в лекарства, могут оказывать благотворное воздействие, что путем добавления к жидкости незначительных количеств минералов можно создать минеральные «воды», похожие на воды из ееi-ествениых источников. Эту гипотезу нельзя считать необоснованной. Бойль был одним из величайших химиков своего времени и первым установил, что камни в природе образуются из флюидов, а их цвет обусловлен небольшим количеством примесей металлов. Он произвел первое описание камней, измерил их плотность, а также отметил, что рубин и сапфир обладают сходными свойствами, за исключением цвета. Бойль, кроме того, охарактеризовал естественную форму, или «габитус», кристаллов и выдвинул теорию, что правильные формы кристаллов образуются в результате регулярного расположения «корпускул»: еще одна гипотеза, ие очень далекая от истины. «Очерк» также содержит описание экспериментов по изготовлению драгоценных камней, но поскольку обязательным процессом каждого опыта было растворение в воде, то полученные «камни» были весьма недолговечны.
Средневековье было периодом расцвета алхимии. Вполне возможно, что алхимики делали попытки выращивать драгоценные камни из смесей минералов или химических соединений путем нагревания их в печн. Язык их отчетов в большинстве случаев ие позволяет точно понять, что они делали или собирались делать. Не сохранились записи непосредственно и о синтезе драгоценных материалов. Конечно, основная забота алхимиков заключалась в получении золота из простых металлов, ио можно предположить, что они пытались получить также рубии, алмаз, сапфир и другие драгоценные камни.
Современная история создания искусственных самоцветов началась в 1837 г., когда французский химик Марк Годен, сплавив две соли - квасцы (сульфат калия и алюминия) и хромат калия, получил кристаллы рубина весом примерно в 1 карат (0,2 г) f 16]. Эксперименты Годеиа явились продолжением ряда аналогичных исследований, проводимых минералогами, которые пытались воспроизвести или смоделировать естественную кристаллизацию в породах. Самые ранние из
таких экспериментов были выполнены в Англии Холлом и Уоттом , изучавшими кристаллизацию лав в окрестностях Эдинбурга, а также иа Этие и Везувии.
Успешный синтез Годена был воспроизведен рядом других французских и немецких химиков, экспериментировавших с различными солями в качестве компонентов для получения рубина. Работы того времени заложили основы метода получения кристаллов, который теперь известен как выращивание с флюсом или, по терминологии специалистов, кристаллизация из раствора в расплаве. Этот метод основан на растворении материалов с высокой точкой плавления в растворителе, или «флюсе», имеющем значительно более низкую точку плавления. Кристаллы тугоплавкого компонента получают путем охлаждения раствора-расплава или испарением растворителя аналогично тому, как кристаллы сульфата меди образуются из водного раствора. Получение кристаллов рубина стало возможным только благодаря тому, что было уже известно, что рубии состоит из окиси алюминия и примеси окиси хрома, придающей ему красный цвет.
Одновременно с попытками добиться прогресса в деле получения крупных кристаллов рубина Дж. Эбельмен искал способ получения кристаллов изумруда , Он растворял низкосортный изумруд в расплавленной окиси бора В^Оз, поэтому в его опытах имела место скорее рекристаллизация, а не синтез, другими словами, кристаллы образовывались из собственных химических компонентов. Эбельмену не удалось получить изумруд ювелирного качества, и первому успешному синтезу этого минерала предстояло ждать еще 40 лет - до 1888 г., когда Отфель и Перре ввели новые растворители - молибдат лития U2MO2O7 и ванадат лития L1VO3. Образующиеся кристаллы изумруда были очень мелкими, но впоследствии модификация этого метода была успешно применена в промышленном производстве ювелирного изумруда, о чем более подробно рассказано в гл. 3.
Первые эксперименты обычно проводились с использованием печен крупных фабрик. Электроэнергия для печей являлась новшеством в то время, когда повсеместно применялся газ или твердое топливо. Эксперименты Эбельмсна, например, выполнялись на знаменитой французской фабрике фарфора в Севре, а фабрика по производству стекла в Сен-Гобене стала местом проведения другой серии знаменитых экспериментов Эдмона Фреми и его учеников. Фреми занимался исключительно рубином, «минералом, который, вероятно, больше, чем другие, испытывал смекалку и ум химиков». В 1877 г. Фреми и Фейль описали эксперимент, в ходе которого 20-30 кг раствора окиси алюминия в расплаве окиси свинца нагревали в течение 20 сут в большом фарфоровом сосуде. Кристаллизация явилась результатом одновременно протекающих процессов испарения растворителя и химической реакции со стенками сосуда и печными газами, например с водяным паром. Несмотря на большой объем расплавов, размер кристаллов был очень мал, что объясняется неудовлетворительным регулированием температуры печи. Кристаллы Фреми были выставлены в Естественно-историческом музее в Париже. К. Нассау и Дж. Нассау }
Аквариумные рыбки